2024-12-20

На откровенный разговор: прима воронежской драмы Ольга Рыбникова – о поисках себя, жестоком мире искусства и преданности профессии

Для одних сцена – это возможность блистать и иметь много поклонников, для других – способ самоутверждения, для третьих – возможно, просто работа… 

Для одних сцена – это возможность блистать и иметь много поклонников, для других – способ самоутверждения, для третьих – возможно, просто работа… Актриса Воронежского академического театра драмы им. Кольцова Ольга Рыбникова, которая отпраздновала на днях свое 55-летие, уверена, что такое отношение к театру изначально неверное. Сцена – это прежде всего откровенный разговор со зрителем.

Накануне творческого бенефиса корреспондент «Горкома36» вызвал артистку на откровенный разговор, и она рассказала о своей судьбе без прикрас.

Мечта детства

– Ольга, насколько я знаю, стать актрисой вы мечтали с детства. Но почему-то выбрали журналистику…

– Да. Родители посоветовали не идти сразу после школы в театральный вуз. Но мечта не давала мне покоя. Конечно, то, что мама водила нас с сестрой во все театры Воронежа, наложило свой отпечаток. В драмтеатр я была влюблена с детства! Но вот я поступаю на факультет журналистики ВГУ и начинаю работать в «Молодом коммунаре». И все складывалось хорошо – совмещала работу и учебу, рисовали мне радужные перспективы, но… мне не хватало театра, я горела театром, мне хотелось все время быть в театре! И я пошла на вступительные.

– Но журналистику не бросили?

– Нет, я продолжала работать. На вступительных экзаменах я, честно сказать, ни на что не надеялась, но мне было безумно интересно. Я познакомилась тогда со студентами, которые уже выпускались, – с мальчишками в основном. Они стали приглашать меня на свои спектакли – и все! Я вообще подцепила вирус театра, прямо грезила им. Решила для себя: если не поступлю в этом году, буду поступать всю свою жизнь, но я буду выступать.

Прохожу я первый этап. Работаю, никому ничего не говорю. Второй прохожу. Работаю. Вру безбожно! То мне туда надо, то туда. Третий тур – тоже сдаю. И потом итоговое собеседование. И мне в институте говорят: «Либо вы приносите документы и сдаете общеобразовательные экзамены, либо все».

202_0270.jpg

И тут начались терзания. Прихожу на работу, небо черное-черное, кошки на душе скребут. А никто не знает, что я предательница, собралась уходить, и это при том, что я еще не знаю, поступлю ли я, ведь год прошел после школы, я предметы не повторяла, с репетитором не занималась… А меня так любили в редакции. Редактор «Коммунара» Виталий Жихарев говорил: «Захожу – икона сидит, и мне просто жить хочется». И тут я с такой новостью. Мне было так стыдно!

– Однако сделать этот выбор пришлось. Что-то подтолкнуло?

– В тот момент началась гроза. Я открыла окно и стою, думаю, как пойти сдаваться. Что говорить? Я ухожу от вас? И куда?! В богему, где неприлично все, аморально. И вдруг прибегает молодой наш корреспондент, мокрый весь от дождя, с охапкой цветов. Протягивает и говорит: «Это тебе». Я решила, что это знак, к нему нужно прислушаться, и все будет хорошо. Я пошла и сказала все Жихареву, он пытался отговорить, приводил аргументы. Но я пошла своей дорогой.

На все руки мастер

– Я всегда думала, что поговорка «И швец, и жнец, и на дуде игрец» – в каком-то смысле про актеров. Но в разных шоу по телевизору, куда сейчас идут звезды ради большей популярности, открывается, что одна уважаемая актриса не умеет петь, другая – садиться на шпагат… Скажите, а вы можете нас удивить?

– Как-то на первом курсе нам сказали, что актер должен уметь все. Быть универсальным солдатом. Я взяла это за программу действий. Вот поставят сейчас в нашем театре мюзикл – я готова сесть на шпагат, сделать колесо, спеть, станцевать. Скажут жонглировать – я буду жонглировать.

Любопытный был случай. Мы репетировали «Чайку», я играю там Аркадину. И Петров (худрук, режиссер. – Прим. авт.) говорит: «А тут раз – и Аркадина должна сделать колесо. А вы можете?» И коллеги улыбнулись и отвечают ему: «Эта – может. Она и кульбит сделает, если надо». Петров посмотрел и констатировал: «Колесо мы оставим».

IMG_4142.jpg

– Ольга, а у вас есть любимая роль?

– Каждая моя роль – это подарок судьбы, это мой ребенок, мне ее Бог дает. Если ты ее не полюбишь, ничего не получится. Я все роли стараюсь честно отрабатывать. Каждую роль свою люблю, даже самую маленькую. Хотя я не люблю разделять роли на главные и второстепенные. Разницы нет, к любой нужно относиться ответственно.

– Вы работали со многими режиссерами, в том числе и московскими. Какой из них сыграл основную роль в вашем творчестве?

– Конечно же, Анатолий Иванов (в прошлом худрук драмтеатра. – Прим. авт.). Это целая эпоха нашего театра. Это режиссер-педагог, человек, который не просто ставил спектакль, а разбирал роли настолько подробно, что ты выходил на площадку – и у тебя и тени сомнения не было. Ты знаешь, какая биография за твоей спиной. Ты даже выключаешься из своей личной жизни. Иногда мне казалось, что у меня раздвоение личности. Это просто кайф! Каждый жест был оправдан, каждый шаг выверен.

Главный секрет – в честности

– Можно ли сегодня сказать, что ваши творческие амбиции реализованы?

– Сейчас у меня не много ролей, я не очень востребована в театре, но я в свое время сыграла во многих сильных пьесах, поэтому оптимистически смотрю на эту, можно сказать, творческую стагнацию. Театр – жестокая вещь, надо уметь ждать. Но, как говорится, бабий век – короткий век, можно и не дождаться. Но я гоню от себя эти мысли, смотрю вперед, я полна сил и энергии. Я мечтаю сыграть в мюзикле и делать на сцене все, что умею, заниматься всяким сумасшествием.

– А как вы проводите свободное время?

– За эти годы я научилась шить, купила себе швейную машинку. Отучилась на права, теперь я за рулем. Много времени провожу с пятилетним внуком. Мы с ним бегаем, прыгаем, играем в войнушку… И когда я – уже на третьем часу активных занятий!  говорю: «Пашенька, я устала, старенькая бабушка уже», он останавливается и отвечает: «Нет, бабушка, нет, ты молодая!» И я приободряюсь, и начинаем снова. На даче люблю работать, заниматься уборкой.

– Несмотря на то, что сегодня ролей мало, вас любят. Поделитесь своим секретом успеха?

– У меня есть несколько ритуалов, которым я следую все 30 лет. Перед спектаклем мне обязательно нужно повторить роль и поздороваться со сценой. Без этого я не могу выйти к зрителю. Еще – никогда нельзя пытаться обмануть зрителя. Подлинные чувства ничем не заменить. Если выходишь на сцену, будь добр выложиться на полную катушку.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Валерия Драбова

Справка "Горкома36"

На кольцовскую сцену Ольга Рыбникова пришла сразу после окончания института – в 1985 году. За 32 года она исполнила более 40 главных ролей – комедийных и драматических. На ее счету много сыгранных сказочных персонажей. Среди наиболее значительных ролей называют Лидию Чебоксарову («Бешеные деньги» А. Островского), Грекову («Платонов» А. Чехова), Нину («Уроки музыки» Л. Петрушевской), Луизу «Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Монастырскую («Вечно живые» В. Розова), Амели («Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки) и другие.

Дважды лауреат творческого конкурса «Событие сезона» – за роль Хани в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вульф» и за роль Монастырской в постановке «Вечно живые». В 2010-м ей было присвоено звание «Заслуженный артист РФ».