2024-03-27

На Международном Петровском конгрессе вспоминали воронежскую историю российского флота

На Международном Петровском конгрессе вспоминали воронежскую историю российского флота
Преподаватели, историки и краеведы из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Волгограда, Липецка и Переславля-Залесского собрались в ВГУ на выездное заседание XV Международного Петровского конгресса. Масштабные слушания являются одним из главных событий в программе празднования 350-летия со дня рождения Петра I.

Преподаватели, историки и краеведы из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Волгограда, Липецка и Переславля-Залесского собрались в ВГУ на выездное заседание XV Международного Петровского конгресса. Масштабные слушания являются одним из главных событий в программе празднования 350-летия со дня рождения Петра I.

Первую встречу в рамках Международного Петровского конгресса провели профессор кафедры истории России ВГУ Александр Акиньшин и старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Наталья Корсакова. Все доклады выступающих объединены общей темой «Пётр Великий и Воронежский край».

 Петровский конгресс проходит с 2009 года. Были выезды в Берлин, Париж. Воронеж – это единственный провинциальный город, в котором Петр Великий побывал 14 раз с 1696 по 1722 года,  отметил, открывая мероприятие, профессор кафедры истории России ВГУ Александр Акиньшин.

 Было несколько факторов, которые повлияли на Петра. Первый – поездка в Архангельск, где он впервые увидел «прямое море» из чего и создался культ парусного корабля. Второе – желание выйти к морю. И изначально это было Каспийское море, потом Черное, затем Балтийское. Также особенно повлияли Азовские походы. После строительства целого военного флота в Воронеже, стало понятно, что Петр делает отчетливое движение к морю,  отметил на конгрессе в Воронеже специалист по 18-у веку Евгений Осипов.

Немного истории – об этом тоже говорили на встрече ученых.

О приезде царя в Воронеже узнали за три дня и стали быстро готовиться. Поселился Петр в доме подьячего Ивана Моторина (сейчас это место в районе пересечения улиц Софьи Перовской и Большой Стрелецкой). Строительство велось на правом берегу Воронежа. Но как можно понять, в Воронеже тогда не было никаких заводов для строительства военных кораблей  поэтому кто-то должен был этими материалами обеспечить.

 Елизарий Избрант был приближен к Петру Великому. Был поставлен во главе русского посольства Китае 1692-1695 гг. Так же он был одним из первых кто начал строить корабли в России. Имел два завода под Москвой – один оружейный, другой пороховой. Вернувшись из Китая, Избрант принялся за строительство флота в Воронеже. Как указано в многих документах и письмах того времени – корабли Избранта были одними из лучших, что строили в Воронеже. В Воронеже с 1698 по 1699 снимал за 40 рублей двор у Степана Рязанцева. В 1699 году обратился к Петру чтобы уехать строить корабли в Архангельск,  рассказал заведующий кафедрой истории Архангельской области Игорь Гостьев.

В общем, если бы не Петр, то Воронеж, возможно, так и остался бы маленьким провинциальным городком. Первый памятник Петру 1 открыли уже при губернаторе Дмитрии Толстом в 1860 году.

На конгрессе также рассказали о грядущем создании в Воронеже парка «Петровский остров» и открытии музея Петра Великого в доме купца Гарденина.

Максим Балюк

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ