2024-04-24

На линии помощи: воронежские психологи возобновили бесплатную психологическую поддержку по телефону в условиях пандемии

На линии помощи: воронежские психологи возобновили бесплатную психологическую поддержку по телефону в условиях пандемии
Человечество, влетев почти год назад в зону турбулентности из-за коронавируса, до сих пор не вырулило на ровный курс и еще неизвестно, когда вырулит. Пока продолжает трясти всех от мала до велика.

Человечество, влетев почти год назад в зону турбулентности из-за коронавируса, до сих пор не вырулило на ровный курс и еще неизвестно, когда вырулит. Пока продолжает трясти всех от мала до велика.

И если сводки оперштаба по распространению коронавируса отражают общую эпидемиологическую обстановку в регионе, то динамику эмоционального настроя общества, запасы психологической прочности каждого из нас еще предстоит проанализировать специалистам. А пока психологи работают в режиме быстрого реагирования на передовой психологического здоровья общества – на горячей линии пытаясь помочь каждому в его конкретном случае.

На волонтерских началах

В конце марта 2020 года, когда в регионах России начали вводить особое эпидемиологическое положение, руководитель Комплексного психологического центра «РОСТ» Виктория Квасова призвала коллег-психологов создать волонтерскую команду для помощи населению Воронежской области. На призыв откликнулись 40 специалистов, в том числе – практиков с большим опытом и высокой квалификацией. Так в регионе уже в особых эпидемиологических условиях, в режиме самоизоляции с 4 апреля заработала горячая линия психологической помощи. Она действовала до 30 июля и теперь в ноябре возобновила работу в формате колл-центра. Проект объединил профессионалов, готовых работать на волонтерских условиях.

То, что психологическая поддержка крайне важна для людей в условиях кризисов и масштабных изменений, подтвердили цифры. С марта по май в России количество обращений к психологам выросло в пять раз. Поэтому летом, уже имея первый опыт психологической помощи людям в условиях коронавируса, команда профессиональных психологов «РОСТ» представила свой проект «Колл-центр психологической помощи» на конкурс президентских грантов.

Проект стал одним из победителей конкурса. Поддержку проекту оказали департамент здравоохранения Воронежской области, МФЦ, Регио­нальный ресурсный центр НКО Воронежской области, ВРО «ОПОРА РОССИИ», Центр «Мой бизнес». Средства гранта позволили закупить оборудование, заключить договор на выделенную многоканальную линию связи, компенсировать трудозатраты психологов, работающих на линии. Теперь в рамках гранта планируется осуществить еще одну задачу, которую ставит себе команда: создать методические материалы для психологов, оказывающих помощь в условиях чрезвычайных или кризисных ситуаций.

На волне переживаний

Психологи колл-центра психологической помощи «РОСТ» рассказали о своей работе в новых условиях, об особенностях психологического состояния воронежцев в первую и вторую волну пандемии.

В первую очередь они отметили, что вторая волна пандемии оказалась более жесткой, чем первая. К удивлению, страху и отторжению у многих людей добавились более глубокие и затяжные переживания. Главная опасность заключается в том, что накопление негативных эмоций ослабляет иммунитет и может привести к физическим болезням. Поэтому обращение к психологу – действенный способ сберечь себя во многих отношениях.

– Задача сотрудника колл-центра психологической помощи – успокоить человека, привести его в равновесие. Это как «эффект чайника»: когда чайник закипел и уже начинает свистеть, хорошо бы быстро приподнять крышечку, чтобы выпустить пар. Специалист в ходе беседы должен помочь человеку понизить «температуру кипения эмоций». Как только это происходит, человек уже сам или вместе с психологом начинает находить возможные пути выхода из ситуации, которая беспокоит. Если состояние у человека более чем просто тревожное и психологи колл-центра это выявляют, то рекомендуют записаться на личный прием к психотерапевту. Действительно, есть серьезные проблемы, которые по телефону не решить. Здесь ценность колл-центра в том, чтобы быстро это выявить и направить человека для получения лечения. Кроме того, мы готовы работать с подростками и ждем их звонков. И плюс к этому, наша команда начала проводить тренинги с врачами по профилактике профессионального выгорания в новых условиях. Ведь врачи сейчас эмоционально, морально, физически наиболее перегружены, – рассказывает психолог, член Консультативного совета по добровольчеству в сфере охраны здоровья при департаменте здравоохранения Воронежской области, руководитель Комплексного Психологического Центра «РОСТ» Виктория Квасова.

В роли спускового крючка

По мнению психолога Антона Толстоброва, пандемия коронавируса выявила у людей множество внутренних противоречий, на которые в обычное время не обращали внимание.

– За последние 30 лет таких стрессов в обществе не было. Весной психологи наблюдали у людей зашкаливающую тревожность. Во вторую волну пандемии в ходе беседы с позвонившим человеком мы все чаще обнаруживаем, что начинают раскрываться неразрешенные прежде конфликты – те, которые накапливались на протяжении всей жизни. Например, тлеющий конфликт на работе, непроговоренные обиды в семье. Именно сейчас все это переходит в стадию открытых конфликтов. Коронавирус сыграл роль спускового крючка. В таких случаях я предлагаю человеку сначала подумать, понять, что происходит именно с ним, с его настроением в новой ситуации, а потом уже оценивать действия оппонента, – поясняет Антон.

– Если судить по звонкам на нашу горячую линию, вторая волна коронавируса по своему психологическому фону очень отличается от первой. В начале режима самоизоляции нам часто звонили молодые мамы. Делились случаями недопонимания со стороны мужа. Мол, я подстраховываюсь в средствах вирусной защиты, боюсь за ребенка, а муж считает, что у меня паранойя. Мы вместе со звонившими проговаривали конкретные страхи. И так, на ходу, возвращали в семью взаимопонимание, – добавляет психолог колл-центра психологической помощи Татьяна Шкред. – И еще весной зашкаливала общая тревожность. А сейчас преобладает чувство горя, потери конкретных людей из родных, близких, знакомых. То есть это уже не «абстрактные» смерти из оперативного штаба коронавируса или СМИ, а потери людей, которых ты знал. И общий наступивший для всех фон – неопределенность. Необходимость справляться с постоянной сменой правил только добавляет напряжения. К психологам обращаются психически здоровые люди, но оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Не с готовым диагнозом, а как раз для того, чтобы он на фоне стресса не появился.

В работу колл-центра также включились студенты факультета философии и психологии ВГУ. Анна Пастушкова начинала здесь помогать воронежцам еще в первую волну, весной. В ее практике тогда оказалось много звонков от пожилых людей.

– На самоизоляции у многих обострилась давняя проблема одиночества. Но когда пожилой человек начинает говорить, то на свет выходят многие другие застарелые проблемы всей жизни. Были и такие из звонивших, кто находился уже на грани клинической патологии. Таким я рекомендую обратиться к специалисту-психотерапевту, – поясняет Анна.

Ольга БРЕНЕР

Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ