На насыпи Петровской набережной в рамках Платоновского фестиваля искусств показали танцевальный перформанс «Новая земля», создание которого было навеяно произведениями Андрея Платонова.
Естественная декорация из песка, воды и дождя, который начался почти на старте представления, по задумке хореографа Анны Щеклеиной, очень созвучна Андрею Платонову, который в своих текстах часто обращается к описаниям облика человека, соприкоснувшегося с природой.
– Платонов – очень телесный. У него много описаний чувств и тела. Это такие описания, на которые я сразу реагирую телом, мне сразу хочется это воплотить языком движений. Мы, танцовщиками, насобирали такой символический ряд в ранних по большей части произведениях Андрея Платонова, а то, как они соединились, увидели уже на самом перформансе, – рассказала хореограф Анна Щеклеина.
Перед набережной – импровизированная сцена, в условном зале расставлены стулья, но зрителям разрешают перемещаться во время перформанса, чтобы иметь возможность разглядеть его с разных точек. «Новая земля», говорит Щеклеина, отражает стремление Платонова к миру будущего, и артисты – танцевальная труппа Камерного театра – через язык тела стараются эту идею осмыслить.
– Для танцовщиков важны условия, которые сразу включат их тело, и песок, на котором они танцевали в этот раз, именно то, что для этого нужно. От него в теле само по себе возникает сопротивление. Тело, взаимодействуя с этой структурой, напрягается. Ты прикладываешь большие усилия, чтобы оттолкнуться от этой вязкой структуры, но все равно в ней утопаешь. Пространство набережной – такое место, где сразу включается игра, – рассказывает хореограф.
Музыкальное сопровождение, будто намеренно, не используется: движение передается под звук барабанов и голоса, который читает фрагменты из текстов Андрея Платонова. Все представление было заранее отрепетировано, однако природа, внесшая свои коррективы, предоставила артистам большие возможности для импровизации и создания новых смыслов.
Всего в рамках 11-го Платоновского фестиваля искусств состоялось четыре перформанса, они были заявлены в программе форума впервые. Перформеры активно осваивали городские пространства: пытались рыть котлован, исполнили оперу в электричке и познакомили зрителя с личными письмами Андрея Платонова.