Необходим, но не сейчас, бесплатно и в более мягком формате. Так можно резюмировать пожелания представителей бизнес-сообщества по дизайн-регламенту Воронежа, которые прозвучали на очередной творческой встрече из серии «Архитектурная среда». Дискуссия была организована Общественным советом при управлении архитектуры и градостроительства области и собрала по большей части молодых людей – архитекторов, дизайнеров, предпринимателей, чиновников.
Прозвучавшие в зале утверждения о том, что дизайн-регламент (ДР) внедряется в Воронеже три года, не совсем корректны. Как напомнил заместитель руководителя управления главного архитектора Виталий Чмыхов, дизайн-регламент был утвержден в конце 2015 года, и Воронеж стал одним из немногих городов России, где такой документ вообще появился. Сегодня ДР имеет статус приоритетного проекта и находится на особом контроле главы Воронежа и строительного блока горадминистрации. Сформирован проектный офис, в задачи которого входит координация всех административных действий по внедрению дизайн-регламента на 74 улицах города.
– Всего в соответствии с программой предстоит за четыре года привести в регламентный вид 4500 входных групп, – проинформировал Виталий Чмыхов. – В 2016-2017 годах реконструировано 2000 входных групп, в 2018-2019 годах предстоит отработать по 1250 объектов ежегодно. В нынешнем году идем с небольшим опережением контрольных цифр – 250 входных групп при плане 240.
Тем не менее, подсказали собравшиеся, в центре города, в зоне строгой регламентации снова появляется словесный мусор. У Владимира Лисовского, члена правления региональной «Опоры», на этот счет нашлось свое объяснение:
– Представители предпринимательского сообщества, которые в свое время честно получили все разрешения, а теперь вынуждены переделывать свои входные группы, по-прежнему задаются вопросами: не является ли дизайн-регламент формой скрытого налога? Если это нужно государству, почему платить должен я?
– В последнее время стало меньше негатива вокруг темы, меньше жалоб, – поделился наблюдением представитель регионального департамента предпринимательства и торговли Владимир Алферов. – Категорически против регламента уже никто не возражает, но многие замерли в ожидании: может, смягчат, отсрочат.
И ожидания небезосновательны: Виталий Чмыхов объявил собравшимся, что формируется комиссия по внесению изменений в дизайн-регламент. В ходе работы выявились некоторые противоречия в самом тексте документа, да и многочисленные наблюдения показали: не всегда строгость требований способствует понятности, информативности вывесок. В результате у нас могут появиться коричневые надписи на коричневом фоне или мелкие названия аптек рядом с аршинными логотипами банков и торговых сетей. В комиссию войдут представители бизнес-общественности, антимонопольной службы, действующие архитекторы, эксперты из ВГТУ.
Но даже доведенный до идеального, дизайн-регламент автоматически не приведет в порядок наши улицы. Ведомственной централизации у программы нет. Муниципальные структуры контролируют входные группы, а рекламные конструкции подведомственны уже региону, а памятники архитектуры – Федерации. Поэтому подобные встречи особенно важны для координации усилий, резюмировали собравшиеся, и не менее важно, что роль их инициатора берет на себя общественность.