На сцене воронежской драмы впервые поставили легендарного «Короля Лира». Премьерные показы прошли 1 и 2 октября.
На смену «Гамлету», решенному в современной стилистике, на «кольцовскую» сцену пришел «Король Лир», поставленный по классическим канонам: без авангардных приемов, отвлекающих от сюжета. На переднем плане люди, костюмы, трон и статичная декорация.К одному из самых сложных произведений Уильяма Шекспира Воронежский театр драмы обращается впервые за свою историю.
Для работы над спектаклем приглашен известный режиссер, заслуженный артист России Зураб Нанобашвили - один из лучших интерпретаторов шекспировских трагедий. В разное время он ставил спектакли «Макбет», «Гамлет», «Ричард II», «Сон в летнюю ночь». Обращение к «Королю Лиру» для режиссера – тоже премьера.
Начинается все как в старинном театре: с картой, с короной и троном – раздел государства. В спектаклях Зураба Нанобашвили не бывает мелочей: обычно продуманы все детали, вплоть до последней пуговицы второстепенного персонажа. Неслучайно и то, что режиссер не дает зрителю времени для плавного погружения в историю, а сразу помещает его в пучину неподдельных страстей.
Разгневанный от несказанных любимой дочерью Корделией (актриса Мария Щербакова) слов, Лир (худрук драмтеатра Владимир Петров) «упивается» собственным страданием, пока старшие дочери «примеряют» его земли, словно платья. Придумана эта сцена с глубоким знанием женской психологии, а потому получилась весьма иронично. «Дуэт» сестер (Светлана Поваляева и Магдалена Магдалинина) – яркое воплощение лицемерия и холодности, обе показаны без намека на способность любить. Лишь в конце, когда Гонерилья (Поваляева) сама лишит себя жизни из-за любви, понимаешь, что и ей доступны человеческие благородные чувства.
– Первая сцена специально реализована выпукло и театрализовано – классически, а вот потом идет уже современная история, где мы избавляемся от цвета, от света, где начинаются страсти, – рассказывает Зураб Нанобашвили.
Там, где кипят страсти, не надо искусственных ярких цветов или бархатного света – любых авангардных форм, – они станут отвлекать, а потому казаться надуманным и излишним украшательством. В спектакле Зураба Нанобашвили ничто не должно отвлекать от человека, от разницы между тем, что он говорит и что делает, как живет и как чувствует.
Сценическое пространство занято громоздкой декорацией, она является центром сосредоточения внимания. Она как пирог, разодранный на части.
– «Король Лир» – это в первую очередь миф. Миф о бесконечном величии и падении с вершины. А визуализация мифа – непростая задача. Зрители видят на сцене колоссальную конструкцию – воплощенную вселенную Лира, его идеальный мир, который он строил всю свою жизнь, – говорит автор сценографии Алексей Мочалов.
Актёр Владимир Петров в этом спектакле, сразу набравшем скорость по накалу страстей, все, что чувствует, выливает наружу. Его речь-цунами волнами захлестывает зрительный зал – здесь ты его ненавидишь, а в следующей сцене ему сочувствуешь.Ты проживаешь с ним жизнь – ошибаешься, гневаешься, любишь, плачешь, сходишь с ума, познаешь подлинные ценности, покидаешь жизнь уже мудрым… Владимир Петров воплотил не только падение вселенной Лира, но и – между строк – ее былое величие. Эта роль, к слову, может стать последней у Петрова-артиста, худрук не исключает, что откажется от актерской работы в дальнейшем.
В финале декорация «захлопывается», заключая внутри себя мир-вселенную, но он также существует, в нем также кипят страсти, в нем также люди предают друг друга, только уже без Лира, выброшенного за борт. А подлинная ценность неизменна, что бы не случилось. И ценность Лира – любовь младшей дочери, с которой они теперь вместе там, где уже никогда друг друга не предадут.
Идейно и композиционно такая декорация сюда очень подходит, но изображенная грузно и прямолинейно, казалось, забирает все внимание, время от времени отвлекая от сюжета. С другой стороны, она воплощает отсылку к сериалу «Игра престолов», где братья убивали друг друга за железный трон и страсти кипели не хуже шекспировских.
В спектакле занята практически вся мужская труппа театра. Но особенно хочется отметить Сергея Карпова, сыгравшего роль графа Глостера. Оказавшись, как говорится, между молотом и наковальней, хранивший преданность Лиру до конца его дней, граф умел сохранить достоинство. Мастерство Сергея Карпова – в щепетильности подхода к каждой детали: вы только посмотрите, как выполнен поклон Гонерилье!
В постановке сыграли и новички театра: Дмитрий Гусев (граф Кент), Давид Доваджян (король Французский и Герольд). Также офицера на службе у Эдмонда исполнил студент Воронежского института искусств Максим Мещеряков.
Следующий показ спектакля «Король Лир» состоится 10 октября.