2024-03-28

Музыка не для всех: дирижер BIG BAND Воронежской филармонии Сергей Борисов – о том, чем так привлекателен джаз

До «культурной революции» 60-х в мире шоу-бизнеса царствовал его величество джаз.

До «культурной революции» 1960-х в мире шоу-бизнеса царствовал его величество джаз. Эта музыка звучала из радиоприемников и с кино­экранов. Но золотая пора для джазменов оказалась недолгой: в Америке, где это направление возникло, его вытеснили другие течения, а в СССР к нему и вовсе относились негативно, называя «музыкой буржуазной культуры» и подвергая жесткой критике.

Сегодня джаз вновь становится популярным явлением в мировой музыкальной культуре. Подробнее о работе джазовой команды и проснувшемся интересе публики – в интервью руководителя и дирижера BIG BAND Воронежской филармонии Сергея Борисова.

– Ваш коллектив – самый молодой в филармонии, и его появление, очевидно, связано с возросшим интересом публики к такому музыкальному направлению, как джаз?

– Действительно, мы как BIG BAND Воронежской филармонии работаем около двух лет, но сформировалась наша команда гораздо раньше. На протяжении восьми лет мы существовали в формате джаз-бенда Doctor Band. У нас не было помещения, а потому и постоянных репетиций. Тем не менее по мере сил и возможностей мы устраивали концерты на городских площадках. На одном таком мероприятии, в 2016 году, нас заметила художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева и пригласила войти в состав учреждения. Так мы стали первым постоянным джазовым оркестром Воронежа.

В нашем коллективе 16 музыкантов и певица Татьяна Спасибухова. За плечами каждого – многолетняя профес­сиональная подготовка и большой концертный опыт.

Что касается интереса аудитории, то да, он возрастает. Об этом свидетельствует, во-первых, сам факт появления постоянного джазового оркестра в городе. А во-вторых, то, что в последнее время на своих концертах мы видим переполненные залы.

– В Америке, на родине джаза, по-прежнему считают, что в России его играть не умеют, хотя недавно худрук Московского оркестра Игорь Бутман заявил, что наш джаз стремительно выходит на мировой уровень, и Европа боится конкуренции с нашими джазменами…

– Джаз играют хорошо не только в Америке, но и в Европе, и у нас. Проблема, скорее, видится в другом. В джазе очень много течений, которые как раз и популярны. А джаз как чистое направление продолжает терять свое лицо. Основополагающий стиль джаза – свинг. Именно эту музыку я люблю, и хотелось бы, чтобы слушатель проявлял к ней массовый интерес. К сожалению, классический джаз будет актуален всегда для музыкантов и лишь узкой аудитории слушателей.

– По факту вы сейчас упоминаете известную фразу «Джаз – это музыка не для всех». Не противоречит ли это главной идее и задаче вашего BIG BAND – нести джаз в массы?

– Изначально джаз – это музыка для музыкантов, поэтому я не понимаю, как обычный человек может достаточно долго слушать либо одно его направление, либо колоссальное смешение стилей. Джаз – это та музыка, которая должна преподноситься очень аккуратно, поэтому противоречия в этом нет.

Формат нашего джазового оркестра предполагает привлечение широкого слушателя разных возрастных категорий. На концертах мы объединяем произведения базовых джазовых направлений, среди которых фанк, фьюжн, латиноамериканские ритмы… Но и свинг мы тоже играем, развиваем интерес к нему. Иными словами, мы смотрим, что нравится поклонникам, при этом не забывая о своей высокой миссии.

– Такие фестивали, как «Джазовая провинция», «Усадьба Jazz», а также культовые фильмы вроде «Ла-Ла Ленда», взявшего «Оскар», повышают интерес к джазу?

– Само собой, такие мероприятия и фильмы нужны. Они рассказывают историю музыкального направления, позволяют знакомиться с современными течениями и проявлениями.

Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото автора и из личного архива BIG BAND Воронежской
филармонии

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ