Удивительное дело: музыкальные события VI международного Платоновского фестиваля искусств вызвали, пожалуй, меньший отклик и резонанс относительно прочих фестивальных направлений. А ведь, в отличие от тех же спектаклей, многие музыкальные мероприятия были бесплатными. Что обычно людям нравится…
Оговоримся сразу: несмотря на действующую журналистскую аккредитацию, мы решили посетить преимущественно как раз бесплатные музыкальные мероприятия. Став, таким образом, «ближе к народу»: устроители ведь утверждают, что Платоновский фестиваль – для горожан, а не для понтов и пафоса. Кроме того, в очередной раз выяснилось, что журналисты должны буквально выцарапывать билеты, что приятной составляющей работы не назовешь.
Типографский звук
Ассортимент «открытых» музсобытий оказался достаточно широким. Одним из первых концертов стало выступление воронежской инди-рок-группы «Другое дело». Этот коллектив уже несколько лет является, пожалуй, самой интересной воронежской рок-группой. Во многом за счет того, что предлагает слушателю нечто принципиально новое и предельно авторское – весьма и весьма далекое от любых канонов.
На сей раз команда презентовала в арт-центре «Коммуна» вещи из недавних релизов – альбома «Проба электричества» и макси-сингла «Один на один». И вышло бы совсем здорово, если бы не акустические свойства бывшего типографского цеха, ставшего ныне арт-пространством. Место-то, безусловно, замечательное, но для рок-концертов оно однозначно не годится. Лидер группы Ярослав Борисов спасал ситуацию, как мог, по ходу концерта ориентируя публику на тот счет, куда лучше встать. Чтобы хоть отчасти расслушать замысловатые аранжировки.
Впрочем, непобедимое ритм-секционное «бу-бу» настроения все равно никому не испортило: несколько сотен причастных к действу воронежцев радостно отплясывали под заводные треки группы. Музыканты же после концерта признавались, что не ожидали такого количества слушателей, а состоявшееся выступление обернулось для команды «настоящим праздником». От себя добавим, что дай «Другому делу» площадку с хорошим звуком – эффект был бы еще сильнее. И, тем не менее, этот концерт стал одним из лучших мероприятий Платоновского.
Путь к искусству
Подобного не скажешь о пресловутой «Музыке мира в Белом колодце». Концерт под открытым небом в меловых горах Семилукского района, очаровавший поголовно всех гостей фестиваля в прошлом году, на этот раз вызвал весьма неоднозначную реакцию.
Все просто – помимо «чудной малороссийской природы» иногда в помощники не вредно взять квалифицированных специалистов. С тем, чтобы грамотно организовать столь непростое мероприятие. Здесь же некоторые технические аспекты дела оказались пущенными на самотек. К примеру, доставка гостей к месту действия на автобусах.
Организаторы уверяли, что автобусы в Белый колодец будут отправляться от Никитинки каждые 20 минут, начиная с 17.00. В 17.00, однако, за нами никто не приехал. В автобус же, который появился в 17.20, смогла «утрамбоваться» едва ли половина желающих. Следующий же рейс, по рассказам очевидцев, ознаменовался долгими пререкания пассажиров с водителем, отказывавшимся брать стоящих людей под предлогом штрафа (и это – в автобусе большой вместимости). Соломоново решение нашли через битых полчаса: гости пообещали «скинуться» труженику извоза на штраф в случае, если ГИБДД решит «слупить» с него денег.
Напомним, все это происходило перед концертом, на который нужно было купить билет. То есть, люди отдали свои кровные, а потом испытали на себе все прелести «дороги к искусству». Типично российский подход к делу: после того, как человек заплатил, он никому уже не нужен и неинтересен.
Бронхит в подарок
Когда же народ правдами и неправдами добрался до заветной точки на карте, ему снова пришлось вкусить сомнительной романтики «самодельных» фестивалей. Поначалу все было весьма неплохо: приятный фудкорт с пусть и не самыми бюджетным, но все-таки любопытным ассортиментом, приличное количество охраны, удобная площадка для зрителей (хоть она и представляла собой нетронутый цивилизацией песочек, но это – часть концепции). Но потом, откуда не возьмись, на фестивальный народ обрушился дождь. Вот неожиданность-то!
Ирония иронией, но к такому повороту событий организаторы, опять же, оказались не готовы. «Этакие» фудкорты возвести – всегда пожалуйста, а вот банально натянуть над головами хоть какую-нибудь целлофановую субстанцию – не вариант.
Добираться назад пришлось со случайным знакомым – добрым парнем по имени Саша. Не ждать же автобус, который то ли сейчас придет, то ли через час. Мера, по итогу, все равно не спасла от крутого бронхита и антибиотиков.
Сашу же, по его словам, помимо технической непродуманности действа весьма «обломал» и лайн-ап. А именно – корейская команда «Jambinai», исполняющая странный авангардный нойз-рок на национальных инструментах. Вот тут с попутчиком пришлось поспорить, поскольку группа-то играла шикарно. Изумительный необычный звук, впрочем, оказался «трудноват» для неподготовленного слушателя. Зато ценители на время их сета просто впали в эстетический транс.
Предложившие «легкую» смесь из ска, джаза, регги и латино литовцы «Ministry of ecology», наоборот, понравились большинству, но на деле ничего сверхвыдающегося не продемонстрировали. Бюджетный вариант группы «Markscheider Kunst», конечно, вряд ли способен кому-то испортить настроение, но и звезд с неба он явно никогда хватать не будет.
Немного рэпа и много шума
А вот крайне любопытный дуэт Джо Дрисколла и Сейку Кояте лучше было послушать на следующий день, в парке «Алые паруса». Несмотря на то, что вход в импровизированный «зрительный зал» осуществлялся по билетам, «зайцам» не возбранялось слушать музыку, стоя за широкими спинами заплативших денежку «випов». Но унижения оправдались – американский рэп, сдобренный звуками африканского инструмента «кора», оказался действительно крут. За простыми и доступными «квадратами» оказалась скрыта масса «внутривенных» музыкальных хитросплетений. Так что музыка, как ни странно, «держала» как ценителей нового и необычного, так и любителей привычных форм.
Хронологически последним событием VI международного Платоновского фестиваля искусств стало выступление петербургской группы «Самое большое простое число». Опять-таки в «Коммуне». Услышать их, впрочем, не удалось – только увидеть. Потому как саунд в этот раз оказался плох настолько, что, стоя в третьем от сцены ряду, я не разобрал ни слова ни в одной песне. Что уж говорить об инструментах, слившихся в липкий звуковой клубок! А музыканты старались… Черт возьми, зачем? Примерно то же самое можно услышать на любой стройке в рабочий день.
После каждого концерта не давала покоя одна-единственная мысль: ну ведь главное-то сделали, неужели нельзя было «дожать» куда менее трудозатратные нюансы… Можно! Титанических усилий это не требует. Немного уважения к публике – и только.