2024-11-23

«Музыка лечит людей»: незрячая пианистка Ольга Грачева из Воронежа мечтает обучать мастерству детей в собственной школе

Представить этот мир, потеряв зрение в двухлетнем возрасте, трудно, но его можно тонко почувствовать через музыкальные образы. В этом уверена 26-летняя пианистка Ольга Грачева, пальцы которой во время нашей встречи касаются черно-белых клавиш, а те отчего-то волнуются и удивительно прекрасно поют…
Представить этот мир, потеряв зрение в двухлетнем возрасте, трудно, но его можно тонко почувствовать через музыкальные образы. В этом уверена 26-летняя пианистка Ольга Грачева, пальцы которой во время нашей встречи касаются черно-белых клавиш, а те отчего-то волнуются и удивительно прекрасно поют…

«Не бывает легких побед»

За пианино Оля села, потому что я попросила – для фотосессии. Но даже когда зритель всего один, она не могла просто положить руки на фортепианные клавиши. Если поднимается крышка, играй без халтуры. Даже у инструментов есть память.

– По соседству жила учительница музыки, окончившая училище имени Гнесиных, и мама отвела меня к ней заниматься, – вдруг заговорила сама Оля. – С помощью развития музыкальных навыков хотела «усилить» мой слух, ведь только так мы воспринимаем окружающий мир. Она думала, что мне станет как-то проще в жизни. А педагог сразу обнаружила у меня абсолютный слух, уже с семи лет я стала принимать участие в конкурсах и фестивалях, поэтому вопроса, кем быть после школы, вообще не стояло. Я твердо знала, что выберу музыку. И знала, что путь этот не будет простым.

Времени на изучение нот уходило немало, да и подобрать их тогда было крайне непросто – тут и классической литературы, изложенной шрифтом Брайля, не всегда в достатке, что уж говорить о нотных материалах. Иногда Оля думала, что все усилия зря, и хотела бросить учебу, но вовремя осознавала: не бывает легких побед. И боролась. А в 17 лет мама отпустила ее (из Армавира – прим. авт.) в Курский музыкальный колледж-интернат для слепых.

– Не все так могут, – говорит пианистка. – Но в этом я видела свое будущее, и спасибо маме, что она меня поддержала. Тут я уже научилась сама еду готовить – сколько раз обжигалась, резала пальцы! Ну ничего, все же хорошо. За несколько недель научилась самостоятельно передвигаться по городу с тростью. Теперь с этим никаких затруднений не испытываю. Вот разве что в этом здании.

С Ольгой мы встретились в воронежском офисе Всероссийского общества слепых на ул. Краснодонской. Девушка с мужем выходят на остановке в районе пивзавода. Оттуда – пешком. Даже у зрячего человека это занимает десять минут, а тут еще нужно преодолеть «замысловатую» входную группу и подняться на третий этаж.

Звуки живут в тетрадях

Из Курска в Воронеж Оля перебралась уже с мужем Сергеем Шаховым – он тоже совсем не видит. Он кларнетист. В Воронежском институте искусств он был лучшим на курсе, а Ольга и вовсе – первой незрячей пианисткой, обучавшейся здесь.

– В институте у нас был предмет по камерному ансамблю, вот для него нот по Брайлю нет совсем. Однокурсники мне помогали – диктовали, а я записывала. Конечно, в специализированные тетради для письма по Брайлю. Приходилось что-то брать в библиотеке для слепых им. Короленко, а иногда и вовсе – заказывать из фондов учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. Университетским библиотечным фондом по Брайлю можно было, конечно, ограничиться, но мне постоянно хочется изучать новое, – объясняет Ольга. – К тому же иногда музыкантам поступают неожиданные хорошие предложения. Меня пригласили в Санкт-Петербург сыграть с оркестром. Стала искать, что мне подойдет и будет интересно слушателям. Оказалось, что есть всего три-четыре достойных произведения, которые я бы могла сразу изучить. Это очень мало! Я выписала Шумана из питерской библиотеки и только месяца полтора занималась тем, что переписывала произведение. Если раньше это было несколько исписанных страниц, то теперь – тетрадь с 48 листами. Концерт продолжался около 30 минут.

Оля и Сергей теперь стараются вместе выполнять домашние дела. Когда приходят в магазин, пытаются обратиться за помощью к продавцу – супермаркеты для незрячих не очень удобны. А снять показания счетчика ребятам помогает мама – ей они звонят по видеосвязи. Она же обычно отвечает на вопрос – мятая ли рубашка?

Работа и хобби – в одном

Сейчас супруги собрали группу, выступают вместе в кафе, парках и скверах города, на фестивалях. Особенно важно, считает Ольга Грачева, что их приглашают играть на городских площадках, это хороший пример инклюзии, когда люди с инвалидностью могут познакомиться со зрителями, не имеющими ограничений по здоровью.

С выступлений.jpg

У Оли две заветные мечты – открыть свою музыкальную школу для незрячих детей и чтобы общество наконец стало принимать людей с инвалидностью.

– Сейчас много неравнодушных людей, и слава Богу. Но это капля в море. Хочется, чтобы людей с разными формами инвалидности брали на работу, ценили их профессиональные качества. Не так, чтобы работодатели ходили на фестивали, приуроченные ко Дню инвалида, и там находили для себя возможного кандидата на стажировку – хотя это тоже хорошо, а чтобы в этом была системность. И школу свою хочу. Есть много талантливых детей – инвалидов по зрению, но с хорошими данными. Они бы смогли составить конкуренцию своим здоровым сверстникам, но с ними надо заниматься. Не все воронежские школы к этому, к сожалению, приспособлены.

Пианистка уже учит слепых детей – в детской школе искусств № 7. И готова делиться опытом, она принимает участие в ежегодных научных конференциях, посвященных проблемам музыкального образования незрячих детей.

– Мне хочется, чтобы у этих детей была не менее интересная, насыщенная жизнь с концертами и поездками в другие города, чтобы педагоги были заинтересованы в их обучении и развитии их таланта. Для незрячих музыка большое дело делает. Она расширяет эмоциональный спектр, который у нас ограничен из-за отсутствия зрения. Музыка позволяет многие вещи объяснить. Музыка лечит людей. Это лучшая терапия.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото автора и из архива Ольги Грачевой