2024-12-12

«Мотивировать детей к здоровому образу жизни»

«Мотивировать детей к здоровому образу жизни»
Победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» – о роли физической культуры в школе.

Сергей Староверов – учитель физкультуры в гимназии «УВК №1». В этом году он стал победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года». Он взялся ответить на сложный вопрос, кто такой учитель физкультуры – педагог, тренер или и тот и другой.

«С работы я прихожу отдохнувшим»

– Сергей Анатольевич, как мне известно, вы не сразу стали учителем?

– Я окончил в 2008 году Воронежский институт физической культуры. Честно скажу – о карьере учителя не думал, а представлял себя на административной работе. Пришел работать в управу Коминтерновского района по своему профилю, организовывал спортивные мероприятия. Проработал три с половиной года и понял, что «живая» работа с детьми намного интереснее.

Я ушел из управы учителем в общеобразовательную школу №6. С тех пор я ни разу об этом не пожалел. Я с работы прихожу отдохнувшим, зарядившимся положительными эмоциями.

Урок физкультуры стоит особняком от всех остальных предметов, потому что в нем присутствует двигательный компонент. Как правило, учитель физкультуры – это больше тренер, нежели педагог. Мне стало интересно, можно ли совместить эти два компонента – педагогический и спортивный – для более эффективной работы.

Я попробовал это сделать. Изучал общепедагогические методы, дидактику и успешно применял все это на уроках. В 2019 году решил принять участие в конкурсе «Учитель здоровья России». Там мне удалось войти в число лауреатов. После этого я понял, что выбрал перспективное направление.

В гимназии «УВК №1» очень слаженная команда – директор, завучи, которые всегда поддерживают учителей, ищущих себя в чем-то новом. Они с большим энтузиазмом восприняли мое желание участвовать в конкурсе «Учитель года».

Каким должен быть урок

Самым сложным в конкурсе было соперничать с преподавателями других предметов, которые объединены общей формой проведения уроков, где ученики сидят за партой. Их методическая и дидактическая база огромна. На региональном этапе одна из членов жюри задала вопрос: «Почему учитель физкультуры ни разу не оказывался победителем конкурса «Учитель года»?». Тогда я ответил на вопрос, что учителя физкультуры – больше тренеры, нежели педагоги. Но у меня есть шанс, потому что я попробовал эти роли соединить. Сейчас же у меня несколько другое видение.

В настоящее время преподавание физической культуры имеет два вектора. С одной стороны – заказ на активность детей: дети избавляются от гиподинамии, получают двигательную разгрузку. С другой – государственные образовательные стандарты ставят физкультуру в один ряд с учебными предметами и целью урока определяют также воспитание личности и развитие метапредметных умений: коммуникации, целеполагания, самоконтроля и прочее. Эффективно решить обе задачи на одном уроке, на мой взгляд, пока ни у кого не получилось.

Я считаю, что в изучении физической культуры необходимо развести теорию и практику, только тогда выпускник школы сможет овладеть всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, а у физруков появится шанс побороться за звание «Учитель года». А пока даже эксперты не понимают, как оценивать урок физкультуры.

– Мне всегда казалось, что показатель эффективности работы физрука – это победы школьных команд, отдельных учеников на всяких соревнованиях и спартакиадах. В нашем разговоре сейчас вообще речь не идет о чемпионах…

– Конечно, для администрации школы важны и победы учеников, потому что это рейтинг, это дополнительные баллы учреждению, эффективность работы руководителя образовательного учреждения. И мы от этого никуда не денемся. Наши ученики, к примеру, в прошлом учебном году заняли первое место в спартакиаде Коминтерновского райо­на, которая состояла из 20 видов соревнований.

Но есть одно «но». Если нам нужны победы, то они подразу­мевают работу с талантливыми, одаренными детьми. А что же делать со всеми остальными? Физкультурное образование необходимо каждому без исключения.

Нужно знать, как правильно начинать день, как строить физическую нагрузку в течение недели, месяца, как контролировать вес, нормализовать свое питание. Эти знания должен получать каждый ребенок. И каждому ребенку требуется физическая активность, независимо от его способностей. Мы должны не столько на­учить ребенка высоко прыгать, быстро бегать и далеко метать, сколько мотивировать его к здоровому образу жизни.

Работа с одаренными детьми идет в рамках внеурочной деятельности: баскетбольные, футбольные секции, легкая атлетика, русская лапта. Каждый из наших физруков культивирует свой вид спорта, благодаря чему мы и добиваемся побед.

– Были ли на Всероссийском конкурсе другие учителя физкультуры?

– Из 89 регионов участвовали всего три учителя физкультуры, включая меня. Все очень яркие, умные, идейные. Все замечательные педагоги. К сожалению, никто не прошел в лауреаты.

У одного педагога был упор на физическую активность, моторную плотность урока, другой считает, что педагогика в физической культуре очень важна. И та и другая позиция мне близка. И я пытаюсь реализовать это в одном уроке.

Доказать, что физрук – не просто тренер

– Получается это сочетать?

– Мой урок больше соответствует стандартному уроку физкультуры. Я делаю упор на активную деятельность. Но когда мы изучаем какой-то новый двигательный элемент, я использую различные педагогические приемы.

Это может быть эвристическая беседа, проблемное обучение, когда дети самостоятельно находят правильный образ двигательного действия. Возьмем прыжок в длину с разбега: отталкивание должно производиться вверх, вперед или под углом сорок пять градусов? Экспериментальным путем дети сами находят правильный ответ. Знания, добытые самостоятельно, дают более высокий результат.

В обучении важен также практико-ориентированный подход. Дети должны понимать, зачем им быстро бегать, далеко прыгать и так далее.

Так, на региональном этапе я давал урок по теме: «Прыжок в высоту с разбега». Мотивация была такой: нужно успеть в аптеку, она вот-вот закроется, а по самому короткому пути – забор.

Я использую такие мотивации, включаю фантазию детей, но думаю, что нахожусь только в начале этого пути.

– В каком возрасте дети наиболее расположены к физической активности?

– Если до пятого класса у детей не сформировалась любовь к физкультуре, движению, то потом ее очень сложно привить. Появляется пренебрежительное отношение к физкультуре как к второстепенному предмету. Всегда более отзывчивы малыши. Старшие ученики менее мотивированы на физическую активность, привыкают сидеть за партами и слушать.

– И о ваших планах…

– Сложно планировать, потому что только вернулся с конкурса. Последние два месяца были сложными, направленными на подготовку. Мысли такие: зайти еще раз на этот конкурс. По правилам это можно сделать только через три года. За это время хочется приобрести новые теоретические знания, пополнить методическую копилку и все-таки доказать, что учитель физкультуры может стать победителем Всероссийского конкурса «Учитель года».