Пробки



Мороженая рыба и нитроглицерин: на что снижались в Воронеже цены в разгар эпидемии

21.05.2020, 13:53

Воронежстат прислал очередную порцию региональной статистики. На этот раз  об изменениях цен на потребительском рынке Воронежской области в апреле 2020 года.

 В отличие от кризисов прошлого, даже на пике развития эпидемии взлетного роста цен на товары долгого хранения типа сахар-соль-спички не произошло. Индекс потребительских цен за апрель 2020 года составил 101,1.  А пик «турбулентности» пришелся на первые кризисные месяцы – февраль и март.

Падение «Геркулеса»

В феврале, месяце традиционного ценового затишья, сводный индекс потребительских цен за 2020 год составил всего 100,3%, но уже обозначились кризисные лидеры – продовольствие (минимальный набор продуктов вырос на 0,6%) и лекарства  плюс 2,9–4%.

В феврале дорожали в первую очередь элитные продукты  говядина, йогурт, пиво зарубежных торговых марок, почти все виды овощей, яблоки, лимоны и виноград (на 1,9–23,3%). Одновременно снижались цены на бюджетный ассортимент  пшеничную муку, рис, пшено, овсяные хлопья «Геркулес», яйца, картофель (на 2–6,3%).

К тому же произошло коварное снижение цен на поездки в Германию, Францию, Таиланд. Многие из тех, кто соблазнился удешевлением турпутевок, скоро об этом пожалеют.

Бумага и греча

И вот в зеркале статистики – март 2020-го. В марте 2020 года воронежцы начали делать продуктовые запасы, готовясь то ли к карантину, то ли к военному положению. И несколько дней рынок был на грани паники: к вечеру полки с наиболее популярными товарами начинали редеть. Их фото в соцсетях «накручивало» покупателей завтрашнего дня. Но за время, прошедшее после кризиса 2009-го, рыночно-логистические технологии явно развились. Придя наутро в магазин, покупатели снова видели полные полки – и гречка, и бумага разных сортов снова были на местах. Эта картинка работала лучше любых заверений – и   срыва в «ценовой штопор» не случилось.

– Были определенные запасы, рассчитанные на более или менее стабильный ежедневный и еженедельный спрос. Когда он внезапно возрос в два – два с половиной раза, а по некоторым группам товаров – в 10–15 раз, поставщики физически не успевали доставлять товар. Также у магазинов есть контракты с поставщиками, где прописан график подвоза. Поставки непродовольственных товаров, как правило, происходят не чаще одного раза в две недели, – рассказала журналистам заместитель начальника отдела развития потребительского рынка областного департамента торговли Ольга Яковлева.  Многие поставщики согласились подвозить товары чаще, и постепенно полки заполнились товаром.

А вслед и воронежские аграрии проявили невиданную оперативность, предложили увеличить поставки мяса и овощей.

IMG_20150930_180718.jpg

Но скачок проса сказался на цене. Индекс потребительских цен за март 2020 года составил 100,9% (по сравнению с февралем). Причем уже примерно одинаково росли цены как на товары «кризисного пакета» (гречневую крупу, сахар, пшеничную муку), так и на свежие помидоры, охлажденных и замороженных кур, овощи. Снизились цены в основном на сезонное: на рыбное филе, мороженую неразделанную рыбу, апельсины и свежие огурцы.

Лимоны и имбирь

Апрель отмечен фееричным ростом цен на лимоны (в 2,7 раза) и почему-то репчатый лук  в 1,9 раза. Имбирь, видимо, рос совсем беспредельно; так что его динамику воронежская статистика даже не решилась обнародовать.

Значительно поднялись цены на свинину, мясо кур, яйца, сахар, гречневую крупу, картофель, почти все виды овощей, фруктов и цитрусовых. Одновременно снизились цены на мороженую неразделанную рыбу, сухие молочные смеси для детского питания, свежие помидоры и огурцы (на 1,5-25,3%).

Но примечательно, что  в основном стабилизировались цены на медпрепараты. А винпоцетин, нитроглицерин и офтан катахром даже подешевели  на 0,6–1,6%.

Из всего этого пестрого списка кажется необъяснимым только регулярное, последовательное удешевление мороженой рыбы. Но, скорее всего, где-то в глубинах мирового океана случился большой приплод трески или сайды, цены на мировых рынках поползли вниз – и понемногу тренд добрался до Воронежа.

Торг.jpg

Цвет ценника

Адекватный ход борьбы с покупательским ажиотажем и внятную динамику цен могли бы нарушить лидеры профессиональных сообществ поставщиков и производителей. Ряд ассоциаций России направили обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой запретить скидки на продукты в магазинах.

Но этого народ бы не понял. В последние годы изменилось не просто наше покупательское поведение, но и глубинные инстинкты. Все чаще продукт покупают не за его реальные свойства, а за цвет ценника.

Правительство отнеслось скептически к идее отмены скидок. И тогда отраслевое сообщество вытащило на свет проект 2018 года о внедрении продуктовых карточек.  Там есть здравое зерно: при реализации проекта 10 млн малообеспеченных россиян могли бы каждый месяц получать продукты на 10 тыс. рублей. Но государству это обойдется в  800 млрд рублей, которых уже не наскребешь по сусекам: чисто. А на выходе мы, скорее всего, получим криминализацию такого конвейера и падение конкуренции производителей.

талон.png

В общем, коронавирус не станет поводом для реализации подобных инициатив. Но идея продовольственной помощи малоимущим не умерла  она находит реализацию в  разного рода общественных и депутатских акциях. Благо на горизонте замаячили выборы...

Возвращение масок

Маски – отдельная история. С 12 мая в Воронежской области объявлен  масочный режим. К тому времени воронежцы настолько привыкли считать маски безнадежно дефицитным товаром, что многие даже не пытались их спрашивать у торговцев. Или не пытались спрашивать, потому что некогда копеечный товар начал стоить неоправданно дорого. Между тем маски уже продавались и в табачных киосках, и в хозяйственных магазинах, и на специализированных лотках в супермаркетах, наконец, в маршрутках. И чем больше становилось мест продажи, тем заметнее они дешевели.

маск2.png

Как оказалось, пошив защитных масок освоили местные текстильные фабрики, и даже производство самых простых – многоразовых тканевых – наладили быстро. Но такие средства защиты подходят далеко не всем – многие хотят одноразовые медицинские маски из спанбонда, специального нетканого материала. Эти маски не прошиваются, а запаиваются на специальном оборудовании с использованием ультразвука. Такое оснащение есть далеко не у каждой фабрики. В Воронежской области это оборудование имеет только один завод, который делает маски для медиков. Его мощностей недостаточно, чтобы заполнить еще и все аптеки.

Но ассортимент разнообразят частники, которые выдают вполне конкурентоспособный, часто креативный, хотя, возможно, не самый эффективный товар.

Еще в начале марта, когда почти все поставки масок шли из Китая, одноразовая маска в закупке стоила около 35 рублей, а с учетом накруток перекупщиков цена вообще улетала за облака. Сейчас дефицита  нет, есть даже некоторое перенасыщение рынка. И не исключено, мы еще увидим маски по цене ниже докризисной: ведь у самых запасливых их на руках – сотни!


Автор: Артём Ушаков
Смотреть все статьи
Читайте также:
Губернатор инициировал открытый конкурс на лучший проект Воронежского театра оперы и балета
Подробно


Мобильная торговля в Воронежской области будет прирастать фуд-траками и автолавками
На заседании правительства области в 2020-2021 годах руководитель департамента предпринимательства и торговли Сергей Корчевников доложил, что в 2020 и 2021 году в Воронеже планируется развитие сети мобильных торговых объектов (МТО) - в частности, фуд-траков.
23.09.2020 19:43.
Воронежцы могут заказать продукты домой через приложение

С наступлением осени и началом школьных занятий новый сервис для покупателей запустили в Воронеже. Чтобы закупить необходимые продукты, теперь не обязательно выходить из дома: достаточно открыть мобильное приложение «Пятёрочка Доставка».


21.09.2020 11:20.

Все материалы автора в рубрике "Экономика"


Все материалы автора в жанре "Лонгрид"