2024-03-19

Монументально-авангардные тюльпаны: в Камерном театре показывают «Избранное» Ирины Старженецкой

Ее называют выдающейся российской художницей с индивидуальным творческим почерком, соединившей в работе два весомых пласта отечественной культуры. С одной стороны, это русский авангард с его колористическими поисками и экспериментами формального толка, с другой – уважительное следование традициям древнерусской монументальной живописи.

Ее называют выдающейся российской художницей с индивидуальным творческим почерком, соединившей в работе два весомых пласта отечественной культуры. С одной стороны, это русский авангард с его колористическими поисками и экспериментами формального толка, с другой – уважительное следование традициям древнерусской монументальной живописи.

Укрощение пространства

Лауреат Государственной премии РФ в области искусства, действительный член Российской академии художеств, представительница поколения семидесятников Ирина Старженецкая обучалась в МГАХИ им. В. И. Сурикова у выдающихся педагогов Дмитрия Жилинского и Алексея Грицая. Одно время плодотворно работала в театре, а в конце 1980-х обратилась к духовным темам. Талантливо, с характерным для нее живописным размахом расписывала храмы, занималась церковным искусством и продолжает это делать и сейчас.

В Воронежский Камерный театр Ирина Старженецкая привезла два десятка картин – в основном, с изображением тюльпанов, иные из которых больше смахивают не на цветы, а на коренастые деревья. Эти причудливые, эффектные растения и украсили театральную арт-галерею, невеликие размеры которой, по признанию художницы, продиктовали состав экспозиции.

Вообще художница с пространством как таковым – явно в близких отношениях. Она его чувствует безукоризненно – и укрощает согласно тонко оцениваемым параметрам. Сценограф в Старженецкой живет и здравствует совершенно очевидно.

Свежими выглядят и формальные поиски знаменитого московского автора – оттого, думается, что они не только смелы, но и честны в плане самовыражения. Ирина Александровна не лукавит, не становится в позу – и такой позиции зритель всегда доверяет.

Царь цветов

По поводу «понятности» своих работ, откровенно нестандартных, Старженецкая говорит, что добивается «сложной легкости».

– Я не люблю материю, даже когда она очевидна, – признается художница. – В прежние времена мои работы считались незаконченными, но сейчас об этом уже никто не говорит. У моей живописной манеры нет названия. А техника – в том, что ее не видно. Я рисую с трех лет, и мне всегда это было и остается интересно; живопись – главное в моей жизни. Что и откуда возникает – совершенно неизвестно. Источником вдохновения может быть все, что угодно: цветы, синее небо, Ближний Восток… Творчество подвело к тому, что с годами я стала обращать внимание на то, на что прежде никогда не смотрела.

Что же до тюльпанов – они «расцвели» в Камерном неслучайно.

– Тюльпаны на моих картинах – из сада семьи Паустовских, с которой я очень дружу, – поделилась Ирина Старженецкая. – У Галины Арбузовой, дочери Константина Паустовского, в Тарусе потрясающий сад с великолепными тюльпанами. Этот сад – моя любовь, а тюльпан – царь цветов…

Работы Ирины Старженецкой находятся в собраниях Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Музея современного искусства (Москва), Государственного музея искусств Грузии (Тбилиси), Музея современного искусства П. Людвига (Кельн, Германия), Словацкой национальной галереи (Братислава), в частных коллекциях Великобритании, США, Италии, Испании, Франции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Австрии, Германии, России. Эксперты говорят, что произведения художницы поражают пластической свободой, мощной стихией цвета, воспринимаемого зримой музыкой. В работах последних лет предельная обобщенность формы – человеческой фигуры, птицы, дерева, реки – усиливает ассоциативное восприятие картин, их смысловое и эмоциональное звучание.

«Избранное» Ирины Старженецкой проработает до 24 апреля, арт-галерея Камерного театра открыта с 12.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ