2024-11-23

Михаил Мамута: «Чаще всего наживаются на пожилых»

Наш земляк, в прошлом известный воронежский финансист Михаил Мамута, возглавляющий правозащитную службу Центробанка России, рассказал на сайте ЦБ, каким образом банки и другие финансовые организации обманывают клиентов, предлагая заумные договоры, ненужные страховки и тому подобное.

Наш земляк, в прошлом известный воронежский финансист Михаил Мамута, возглавляющий правозащитную службу Центробанка России, рассказал на сайте ЦБ, каким образом банки и другие финансовые организации обманывают клиентов, предлагая заумные договоры, ненужные страховки и тому подобное.

Эксперт отметил, что схемы не являются мошенническими. Тем не менее люди платят за то, что им не нужно. Банки чаще всего наживаются на пожилых клиентах, которые не читают договоры, а просто ставят подпись.

– В 2018 году мы с коллегами обработали порядка 250 тысяч заявлений, поступающих со всех уголков страны. Некоторые жалобы шокируют даже нас. Приведу пример. К нам обратился родственник пожилого мужчины, проживающего в Белгороде. 80-летний старик пришел в банк, чтобы про­длить вклад. Однако циничный сотрудник обманул его и продал договор инвестиционного страхования жизни на пять лет. Как вообще можно это понимать? Пожилой мужчина, конечно, вообще не понял, что ему продали. Циничность заключается в том, что в его возрасте многим людям бессмысленно дожидаться возвращения денег. И сотрудник банка это прекрасно знал.

Все, что рассказал Мамута, в основном известно воронежским участникам рынка и активистам защиты прав потребителей.

– Смотрите, человек заходит на сайт кредитной организации, подает заявку на получение ссуды. Напротив пунктов «Страхование» и «Юридическое сопровождение» он видит галочку и комментарий, что данные услуги уже включены в стоимость договора. Если гражданину нужны деньги, а условия кредита его устраивают, он подпишет такой договор. А ведь чтобы отказаться от услуг страхования и юридического сопровождения, всего лишь нужно снять галочку. Но на сайте это не указано. Зачем?

Если под видом одной услуги осуществляется продажа другой, должны лишить премии целый коммерческий блок, убежден омбудсмен. В том числе наказываются специалисты, которые разрабатывают сценарий общения с клиентом обычным сотрудникам. Вряд ли рядовые работники сами придумывают эти хитрости. И Центральный банк идет к тому, чтобы заставлять руководство наказывать своих сотрудников рублем.

– По поводу той истории с пожилым мужчиной в Белгороде. Мы подали запрос в банк, и в результате сотрудника, обманувшего пенсионера, уволили. Более того, мы не только объявили множество выговоров руководителям финансового учреждения, но и поменяли правила реализации финансовых продуктов. Например, теперь данный банк вообще не может продавать договоры ИСЖ гражданам, которые старше установленного возраста.

Подать жалобу в Центробанк можно не только в письменном виде, но и через интернет-приемную организации по адресу https://www.cbr.ru/Reception/Message/
Register?messageType
=Complaint

Артем Ушаков