2024-03-28

Михаил Бычков: «Фестиваль – локомотив улучшений и совершенствований в Воронеже»

Со 2 по 16 июня в Воронеже проходил девятый Международный фестиваль искусств. О его итогах было сказано уже немало, теперь – о перспективах. О них журналистам рассказал художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков.

Со 2 по 16 июня в Воронеже проходил девятый Международный фестиваль искусств. О его итогах было сказано уже немало, теперь – о перспективах. О них журналистам рассказал художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков.

– Михаил Владимирович, почему фестиваль не знакомит зрителей с мюзиклами, китайской оперой, японским творчеством?

– В этом году мы рассматривали с партнерами возможность привезти в Воронеж коллективы из Китая и Тайваня. Я знаю, что в этом году театральный фестиваль имени Чехова делал акцент на восточный театр, видимо, был такой запрос. Но все-таки это очень дорого и организационно непросто: это огромные составы, приличные гонорары и наисерьезнейшее техническое обеспечение. Это относится и к мюзиклам, и к опере. У нас в городе нет соответствующих площадок, которые технически были бы способны принять современный спектакль.

В нашем вроде бы приличном концертном зале штанкеты двигаются от кнопки. Там находится человек, который этим непосредственно занимается. В спектакле «Вано и Нико» веревка поднималась и опускалась, а «руководил» ею человек. А если бы это была нормальная компьютеризированная система верхней механики сцены, можно было бы творить чудеса. Я знаю, что в планах отремонтировать фасад концертного зала, хотя он, вроде бы, пока не облетел, и гораздо важнее было бы сценическую механику сделать современной.

Нужна хорошая оборудованная площадка. И это серьезный вопрос в контексте дальнейшего развития фестиваля: что мы можем принимать, а что нет. Вы не представляете, от какого количества заказов мы отказываемся по причине того, что не имеем в нашем городе хорошей технической базы. Надо уже как-то двигаться в этом вопросе.

На концерте Максима Венгерова я говорил с полпредом президента Игорем Щеголевым о ремонте оперного театра. Отремонтировать его и не улучшить театральную составляющую – это тупиковый путь. Щеголев посоветовал громче заявлять об этом на уровне общественных обсуждений и слушаний, озвучивать эти аргументы. Нужно формировать и в обществе понимание необходимости развития, а не только сохранять воспоминания о том, кто и куда на елку ходил.

– Но ведь спонсоры изначально помогали и с ремонтом…

– Да, я помню, с чего мы начинали. На первом фестивале я просил специалистов компании спонсоров отремонтировать грим-уборные в филармонии. Там была абсолютная разруха: за сценой сидела бухгалтерия, курил дирижер, а больше ничего и не было. Чтобы привести туда нормальных солистов, и чтобы не было стыдно, там сделали ремонт, оборудовали все. Потом при поддержке губернатора в зале появились новые кресла, сняли и заменили задник. Дальше попечители отремонтировали туалеты.

Фестиваль – локомотив улучшений и совершенствований. Было время, когда перед каждым фестивалем мы говорили, что нужно где-то что-то отремонтировать – душевые или репетиционные залы, краны. Это делалось, потом как-то немного сошло на нет.

Сейчас мы видим проблемные точки, когда принимаем гостей, и готовы постепенно их искоренять. Хотя какие-то вещи нужно решать кардинально.

Неплохо оборудованы Кольцовский и Камерный театры, но это маленькие площадки. До хорошего уровня надо подтянуть и оперный театр, и ВКЗ. Но, на мой взгляд, нам не хватает как минимум одной экспериментальной площадки, которая была бы свободной, простой и функциональной, чтоб туда можно было засунуть что угодно – и «Чевенгур» Льва Додина, и спектакль хип-хопа. Есть необходимость в большой площадке. Она не обязательно должно быть фестивальной, ее в течение года можно использовать под разные проекты. Это может быть даже переоборудованный цех завода. Нужно место и не очень большое количество ресурсов, но главное – правильное проектирование и контроль за тем, чтобы там построили именно то, что надо. Это возможности, которые мы упускаем.

– Видите ли вы потенциал в развитии Платоновского фестиваля как туристического и экономического бренда? Известно ли, сколько иностранных и иногородних граждан посещают Воронеж во время проведения форума искусств?

– Если мы говорим о том, что Платоновский фестиваль – один из главных брендов Воронежа и области, то и работать с ним нужно не только в культурной сфере, но и как с неким экономическим потенциалом. Правильно ориентированные люди так и работают с такого рода проектами.

В кафе Камерного я видел пару из Швеции, которая ходит на события фестиваля, читает книжки, обедает у нас, немного говорит по-русски. Думаю, они – не единственные. Но точной статистики никто не ведет.

Вот в Перми на Дягилевском фестивале поштучно считают людей, которые приехали из зарубежных стран. Их немного, но отслеживают, есть ли в этом какая-либо динамика. Это обсуждается совместно и фестивалем, и областным правительством, и соответствующими структурами. Я был на форуме Столля, там есть заинтересованные бизнес-круги. И должны быть заинтересованы, потому что это гостиницы, питание и много чего еще.

Потенциал для развития фестиваля как туристического и экономического бренда есть, но пока я не вижу компетентных людей, готовых принимать в этом участие. Пока (но, возможно я ошибаюсь) функции власти в том, чтобы обеспечить частичное финансирование фестивальных событий и проконтролировать безопасность. Это очень важно, но это не все, что можно. Можно много чего еще делать вместе и с интересом.

Статистики нет. Повторюсь: это люди и средства. Кто-то же должен этим заниматься! Команда Платоновского фестиваля этим заниматься не может, потому что у каждого по 28 проектов, и ребята делают все, не разгибаясь. А один проект – это, например, Музыка мира в Белом колодце. А это три континента, визы, билеты, страшнейшая логистика, музыкальные аппараты, это все вплоть до фейерверка.

Я считаю, что наш потенциал не исчерпан. Сегодня 10% воронежцев вовлечены в орбиту фестиваля. Правда, об этом говорят иногда со знаком «минус», но вы подумайте – это же 100 тыс. человек! Но давайте совместными усилиями делать так, чтобы вовлеченных было больше. Пусть они не попадут в филармонию, но пусть посетят бесплатные мероприятия, книжную ярмарку, открытые репетиции…

– Есть ли произведения, которые вы боитесь привозить на фестиваль, потому что они могут оказаться непонятыми нашим зрителем?

– Есть. Я ознакомился с программой фестиваля NET (Новый Европейский театр) в Москве и увидел там спектакль «Реприза» швейцарского режиссера Мило Рау, который я видел на Авиньонском фестивале. Потрясающая вещь! Но я точно понимаю, что в сегодняшний Воронеж мы его не привезем. Я, хоть и увлекающийся, но реалист. Тем не менее творческие задачи у меня есть, я хочу их успеть осуществить, пока являюсь художественным руководителем Платоновского фестиваля. Мы еще многого не видели и не знаем. Нам есть чем гордиться, но и есть куда расти.

Например, программа фестиваля интересна не только Воронежу. С одной стороны, когда в Воронеже находится выдающийся исполнитель, что мешает зрителю проехать сотню километров? А с другой стороны, у «Золотой маски», например, в 25 регионах проходят программы. У Чеховского фестиваля есть партнеры в других городах. Это естественный тренд. Посмотрим, как будет развиваться жизнь, но было бы интересно шагнуть за пределы Воронежа.


Фото Дома журналистов

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ