2024-04-19

Между народами: заметки воронежского журналиста с межрелигиозного молодежного форума в Дагестане

Между народами: заметки воронежского журналиста с межрелигиозного молодежного форума в Дагестане

В конце сентября - начале октября в Дагестане прошел Восьмой Международный межрелигиозный молодежный форум, который с каждым годом расширяет свою географию по России и всему миру. В этом году в нем приняли участие известные богословы, эксперты, общественные деятели, журналисты от Краснодара до Хабаровска, от Беларуси до Азербайджана, Йемена и Мавритании. 

В конце сентября  начале октября в Дагестане прошел Восьмой Международный межрелигиозный молодежный форум, который с каждым годом расширяет свою географию по России и всему миру. В этом году в нем приняли участие известные богословы, эксперты, общественные деятели, журналисты от Краснодара до Хабаровска, от Беларуси до Азербайджана, Йемена и Мавритании.

Открывая форум, ВРИО главы Республики Дагестан Сергей Меликов отметил, что событие стало знаковым для многонационального и многоконфессионального Дагестана, но также способствует укреплению мира на всем Северном Кавказе и во многих регионах России. Задача этой встречи  знакомство с практиками других регионов страны и зарубежья по профилактике идеологии терроризма.

На этот раз на форуме работал также журналист «Горкома36». Он поделился воронежским опытом развития межконфессионального и межнационального диалога в регионе.

О модели для сборки

Первое впечатление по приезде в гостеприимный Дагестан – эта земля сейчас просто идеальная модель для новой сборки всего земного шара, распадающегося на куски религиозной, национальной и всякой другой ненависти. (Последние события в московском метро – все же из серии «семья не без уродов».) Например, один из самых древних городов мира и самый древний в России Дербент – настоящее место силы между горами и морем. Здесь несколько тысячелетий бок о бок живут представители 103 национальностей и трех религий – ислама, христианства и иудаизма. За всю древнюю историю города здесь не случилось ни одного конфликта на национальной или религиозной почве. Мусульмане приходят на молитву в православную церковь и в синагогу, и везде все принимают друг друга, как братьев.

1633270265_1633270042399.png

Сам форум в восьмой раз организован Министерством по национальной политике и делам религий Республики Дагестан в тесном сотрудничестве с Махачкалинской епархией РПЦ, Централизованной исламской религиозной организацией "Муфтиат Республики Дагестан" и централизованной религиозной организацией иудейских общин Дагестана. Такое органичное взаимодействие и в правительстве Дагестана, и среди всех жителей республики стало альтернативой «веротерпимости» и «толерантности».

О «спящих ячейках»

Однако все не так просто. А опыт Дагестана в сфере профилактики идеологии терроризма отличается еще и особой драматичностью.

 В Дагестане мы не понаслышке знаем, что такое терроризм. На стыке веков в терактах мы потеряли около 70 богословов. В них стреляли вероломно, исподтишка. Одного нашего муфтия в 98-м году взорвали вместе с дочерью в машине, когда он подъезжал к мечети на намаз. Незадолго до этого, он публично ответил на угрозы: «Купить меня – денег не хватит. Напугать – не хватит духа». Сейчас терроризм молодеет, и уже не сотни, а тысячи молодых дагестанцев оказались в деструктивной сфере. Если раньше туда вербовали из вузов, то теперь в «спящих ячейках» оказались учащиеся колледжей. По нашей информации, уже выявлены 14-15 летние, которые готовили теракты на Северном Кавказе. Выход, который мы здесь нашли помимо укрепления силового блока  объединение с органами власти местных духовных лидеров православия, ислама, иудаизма. Когда эти три конфессии объединились с нами, мы провели большую разъяснительную работу среди местных жителей и смогли дать отпор бандформированиям и самой идеологии терроризма на нашей земле. Такой наш опыт может быть полезен для всей России,  отметил на встрече с представителями религиозных организаций страны замминистра по национальной политике и вопросам религий Дагестана Мурад Шафиев.

О язычниках и атеистах

Между тем, по словам главного муфтия Дальнего Востока Рамазана Алиева, сейчас в России теракты и массовые убийства все чаще совершают так называемые безбожники. И как быть с ними?

 А как быть с последователями языческих культов? Например, с родноверами из славянского неоязычества  своего рода, славянского ваххабизма. Возможен ли с ними межрелигиозный диалог?  добавил руководитель миссионерского отдела Ставропольской и Невинномысской епархии РПЦ иерей и журналист Антоний Скрынников.

По мнению заместителя муфтия Якутии Нурудина Нурудинова, такой межрелигиозный диалог с язычниками возможен и необходим. В республике Саха он ведется давно с коренными малыми народами

зам муфтия Якутии нурудин нурудинов.jpg

 Нам пора начинать взаимодействие не только «между собой», но и с представителями не аврамических религий, и с атеистами. Потому что на уровне риторики, логики и общечеловеческих понятий наши ценности очень схожи,  отметил духовный лидер самых северных мусульман мира.

В результате этой встречи принято решение на следующий форум пригласить к межрелигиозному диалогу также известных российских блогеров, которые сейчас формируют мнение и настроения в обществе наравне с духовными лидерами.

О воронежском опыте

В рамках же восьмого форума журналист «Горкома36» познакомил участников и самих дагестанцев с опытом межконфессионального и межнационального диалога Воронежской области. В том числе рассказал о поэтапном переходе региона от статуса российской столицы ксенофобии к центру мира и взаимопонимания между общинами, о работе областной Национальной палаты при губернаторе. И как этот мир и диалог напрямую связан с миром и диалогом между всеми ветвями политической власти и институтами гражданского общества. Ведь, например, публичное противостояние в начале XXI века воронежской городской и областной власти развивалось в органичном синхроне с экстремистскими событиями. После убийства перуанского студента Воронежского архитектурно-строительного университета Энрике Анхелеса Уртадо членами молодежных неонацистских группировок и открытого выступления на Советской площади лидера национал-социалистического общества Дмитрия Румянцева с призывом «защиты русской земли от кавказоидов и азиатов невзирая ни на какие законы, с оружием в руках», с цитатами из «Майн кампф»  Воронеж «прославился» на весь мир. Слом этой печальной парадигмы произошел только с приходом нового губернатора Алексея Гордеева, а затем  Александра Гусева, а также новых руководителей ГУВД региона и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия. Первая в России областная Нацпалата стала ответом на давно зревшие запросы местного сообщества и рычагом для восстановления межнационального мира в регионе. Ведь несмотря на моноэтнический регион в целом, где больше 95 процентов составляют русские православные люди, здесь же проживают представители 178 других национальностей. И, как отметила воронежский политолог профессор ВГУ Александра Глухова, эти 5 процентов составляют другие религиозные общины и диаспоры, которые наиболее активны в регионе, как и любое в мире меньшинство.

IMG_8723.JPG

Еще один воронежский пример взаимозависимости между двумя «мирами»  политическим и религиозным – это коррупционный скандал и арест экс-ректора ВГАСУ Сергея Колодяжного, который возглавлял межконфессиональный совет при облдуме. В результате работа совета остановлена, а диалог власти с духовными лидерами региона сейчас ведется только на площадке Нацпалаты. Говорили, конечно, и о взрывах на воронежских остановках, и о «синдроме Максима Понарьина» на примере уязвимости студенческой среды. А также о том, что большой разницы между конфликтами бытовыми и на национальной почве нет, и мы все равно давно уже влетели в эту зону полной турбулентности, и вряд ли скоро выберемся. Последняя трагедия с курдами тому пример.

Кстати, рассказывать об этом пришлось в том числе студентам Северо-Кавказского филиала Всероссийского госуниверситета юстиции – и здесь вот что удивило. Будущих прокуроров и следователей Дагестана, в полном большинстве исповедующих ислам, интересовали прежде всего духовные, а не социальные аспекты. Это новая данность, которую еще предстоит осмыслить.

О суфийской мистике, Толкине и дефиците русской идентичности

 В Дагестане вообще очень живая аудитория. Я получил опыт чтения лекций для преимущественно мусульманской аудитории, и было интересно отвечать на их вопросы о христианской вере. А также – стать наблюдателем внутриисламского диалога, когда муфтии отстаивают разные позиции, разные точки зрения. Я общался с первокурсниками Дагестанского университета народного хозяйства. Мы говорили о христианских мотивах в творчестве Толкина, Льюиса и суфийской мистике в творчестве Данте и Гамзатова. Получилось интересно,  поделился впечатлениями иерей Антоний Скрынников из Ставрополя.

антоний скрынников.jpg

Предложение на форуме от Воронежа  приглашать на эту встречу в Дагестан также лидеров русских национальных общественных организаций, которые объединяются для сохранения самобытности русской культуры. Ведь на фоне этнического ренессанса всех народов России в стране наблюдается явный публичный дефицит русской идентичности. Многих из таких русских активистов стали называть националистами, "дали по рукам", и некоторые действительно ушли в радикалы. Между тем, они могли бы также участвовать в межконфессиональном диалоге и способствовать укреплению мира в этой сфере. Республиканский замминистра по нацполитике и делам религий Мурад Шафиев нашел воронежское предложение ценным и пообещал его учесть при организации девятого международного форума.

Фото автора и РИА «Дагестан»


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ