2024-12-20

«МАРШАК» предложил маленьким воронежцам сочинить спектакль

В афише завершившегося на днях театрального фестиваля «МАРШАК» значился «Маленький трубочист»; этот специфический спектакль привозил в столицу Черноземья московский Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского.

В афише завершившегося на днях театрального фестиваля «МАРШАК» значился «Маленький трубочист»; этот специфический спектакль привозил в столицу Черноземья московский Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского. Организаторы приютили заезжего «Трубочиста» в стенах нового здания воронежского Камерного – и не прогадали; атмосфера показа-просмотра действа отвечала задумке его создателей целиком и полностью.

Здесь и сейчас

Начало спектакля: крупным планом – своеобразная «изнанка» сложного театрального процесса, не прекращающегося после закрытия занавеса. В тусклом свете – сцена, оставленная артистами, отыгравшими свое и разошедшимися по домам: на вешалке – поникшие костюмы, на неприбранном, по ощущению, полу – упавшие стулья, усталый рояль. Завораживающая музыка сопровождает речь актера, обращенную к публике: кто знает, что и по каким законам существует за запертыми дверями театра? Чего не наблюдает глаз обычного зрителя? Из какого такого небытия рождаются спектакли?

2.jpg

Аудитория «Маленького трубочиста» – в основном дошколята – с удовольствием осваивает «предлагаемые обстоятельства»: здесь и сейчас непосредственно для них творится чудо чудное, диво дивное. Как бы ниоткуда, а на самом деле – по мотивам оперы Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист», повествующей о приключениях мальчика Сэма, отданного в подмастерье.

В интерактивной игре – это первая часть представления – занят весь зал: ребятам предложено разучить хоровые песенки, где у каждого присутствующего – своя партия. Кто-то должен «звучать», как ворона, другому надлежит превратиться в зяблика – под чутким руководством профессиональных исполнителей, вдохновляющих не только соответствующими призывами, но и прекрасным вокалом.

В гуще событий

В антракте детвора трудилась, в прямом смысле не покладая рук: ребятам дали задание нарисовать эскизы костюмов и прочую «атрибутику» истории про маленького трубочиста, с которым их уже познакомили. Отмечу, что родители помогали детям самым активным образом, попутно делясь впечатлениями от происходящего.

– Приятная неожиданность этот спектакль, – призналась Мария Бредун, мама шестилетней Ксюши. – Я билеты по Интернету покупала, было опасение: то ли, что надо, выбрала? А дочке настолько все нравится: она вообще-то у нас – девочка застенчивая, а тут так разошлась! И поет, и топает, и хлопает в ладоши – никакого смущения! Молодцы актеры, прекрасно знают психологию ребенка…

Собственно опера пришлась на второй акт. Яркая, динамичная,заполонившая все пространство, включая проходы вдоль стен зрительного зала, она показала мастерство исполнителей спектакля: солистов, детской группы театра, маленьких оркестрантов, находившихся прямо на сцене. Ну, и публика, опять-таки, была вовлечена в «гущу событий» по полной программе, веселилась по нарастающей.

Думается, «Маленькому трубочисту» уготована большая судьба. Эта опера-игра возвратилась на сцену театра имени Б.А. Покровского в 2015 году, а до того момента в Камерном более 30 лет шел спектакль по произведению Бриттена в постановке режиссера Арне Микка; многие из столичных меломанов вспоминают ту славную вещь до сих пор.

Оксана МИШИНА
Фото автора и с сайта МАРШАКфеста

Справка

Камерный музыкальный театр Москвы был создан в 1972 году Борисом Покровским – выдающимся оперным режиссером, бессменно руководившим коллективом вплоть до своей смерти в 2009 году. Театр Покровского – особенный. Его камерность не только в размерах зрительного зала, но и в интимной атмосфере непосредственного общения со зрителем.