2024-12-20

Маленькая нотка тревоги: рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» зазвучал на воронежских подмостках

История двух мальчишек, Чука и Гека, которые вместе с мамой отправились в опасное путешествие из Москвы в самое сердце непроходимой тайги, приобрела новое драматическое звучание.
История двух мальчишек, Чука и Гека, которые вместе с мамой отправились в опасное путешествие из Москвы в самое сердце непроходимой тайги, приобрела новое драматическое звучание. Спектакль, поставленный воронежскими актёрами – Евгением Бахановым и Вячеславом Гардером из Воронежского государственного академического театра драмы им. Кольцова и Владиславом Ефановым из Театра кукол «Шут», – будет показан на сцене Книжного клуба «Петровский» сегодня, 15 февраля, и 21 февраля.

Корреспонденту «Горкома36» удалось первым увидеть постановку  он побывал на генеральной репетиции спектакля.

По канонам сказки

Вместо мамы – кукла, вместо мальчишек – шапки. На импровизированной сцене – три актёра: Чука играет Ефанов, Гека – Баханов, Гардер выступает в качестве рассказчика. Роли второстепенных персонажей тоже распределены между ними, но никакой путаницы из-за этого не возникает: кукольные решения, использованные в спектакле, четко прописаны, потому и понятны.

– «Чук и Гек» – это рассказ, который написан по канонам сказки. Если взять в расчет время, когда было написано произведение, убрать всю сказочность повествования и оставить только прозаичность, мы прекрасно понимаем, где был папа, куда его отослали, почему он был в Сибири. Мы понимаем, что странный характер у мамы, которая никогда не ругала детей, а только разводила их по углам и не разрешала им играть, был только потому, что она очень уставала. У неё не было сил и времени на кого-то кричать, – рассказывает Евгений Баханов. – Это универсальная история, которую могут слушать и взрослые, и дети, и каждого она будет цеплять по-своему.

Здесь есть безвозмездное добро, ощущение счастья – можно сказать, хрупкого, и, может быть, маленькая нотка тревоги. Вряд ли она сохранится у тех, кто не знаком с произведением Гайдара. Впрочем, артисты рассчитывают на подготовленную публику – приходить на спектакль рекомендуется зрителям не младше 10-12 лет. Но надо сказать, что это только рекомендации: если на премьеру придут более юные зрители или не читавшие рассказ Гайдара, после им представится уникальная возможность – впервые обратиться к произведению и прояснить для себя сложные моменты.

Поймать на крючок

– При постановке «Чука и Гека» нам хотелось отойти от советских реалий, сделать спектакль более воздушным, не таким, которым мы его привыкли видеть. Но при этом сохранить основную нить повествования. Для этого нужно было найти ход, – продолжает Баханов. – Так появился снег, который создаёт иллюзию продолжительности времени. Образ мамы-куклы, которая всегда одинакова, но каждому знакома с детства. Эти шапки-пацаны, любители хулиганить.

– В нашей постановке немало интересных кукольных решений, появившихся в процессе репетиций спонтанно. Это случается, когда люди собираются вместе и хотят рассказать какую-то общую историю, у нас даже мысли в голове звенят одинаково. Но в этих кукольных решениях заложена большая метафора, – добавляет Владислав Ефанов. – Мы чуть-чуть показываем мысль, а зритель ловит её крючком, вытаскивает, а потом раскрывает. В этом, на мой взгляд, заключается задача театра. Мы приглашаем пофантазировать.

Так, например, можно размышлять – а какую ёлку нарядили Чук и Гек перед приездом отца? На сцене она собрана из лыж и перемотана шарфом. Впрочем, это всё, что предлагают артисты, любые другие характеристики этой новогодней красавицы способно нарисовать наше воображение – полёт мыслей может быть самый разный. Моя ёлка – высокая сосна, и растёт она под окном в естественной среде.

В спектакле также немало переплетений визуальных и световых акцентов, которые тоже оставляют пространство для воображения.

– Театр по части фантазии оставит позади любое кино, так же, как и книга. Ты можешь увидеть больше, чем прочитать. Надо показать минимум всего, чтобы у зрителя осталось место для воображения. Наверное, нашу постановку будет непросто смотреть тем, кто не умеет фантазировать. Но мы постараемся им в этом помочь, ведь мы отправляемся в совместное путешествие, – отмечает Вячеслав Гардер.

Спектакль «Чук и Гек» поставлен специально для Книжного клуба «Петровский», пространство которого предполагает быструю смену планов. Эта особенность будет использована артистами – постановка условно поделена на две части: до тайги и в тайге. Во время игры задействуют две сцены «Петровского», расположенные друг напротив друга, и зрителям, которые захотят увидеть продолжение истории, придётся поворачивать стулья в сторону театрального действа.

Кстати

Актёры планировали показать спектакль «Чук и Гек» во время новогодних праздников, но премьеру пришлось отложить из-за травмы, которую получил Владислав Ефанов. Купленные в декабре билеты действительны. Спектакль будет показан 15 и 21 февраля в 19:00.