2024-04-29

Магомедали Гапаров: «Гражданский мир в стране – это согласие духовных лидеров»

Магомедали Гапаров: «Гражданский мир в стране – это согласие духовных лидеров»
Представитель Миннаца Дагестана рассказал об опыте культурного и экономического ренессанса республики.

На исходе прошлого года в Махачкале состоялась научно-практическая конференция «Иудаика в контексте современного гуманитарного знания», организованная правительством Республики Дагестан. Конференция стала первой в цикле совместных встреч духовных лидеров, ученых, общественников, молодежи конфессий республики. В ее работе приняли участие заместитель Муфтия республики, один из руководителей Махачкалинской епархии РПЦ, местные и московские ученые, журналисты.

WhatsApp Image 2023-02-13 at 10.10.15.jpeg

Главное впечатление от конференции, с учетом всех докладов и дискуссий: построение и удержание межконфессионального мира - приоритетная повестка здешних властей. Как на эту повестку повлияли религиозные кровопролития в республике на стыке веков? Как восстановленный мир между народами становится импульсом социального и экономического возрождения «крайнего юга» России? И что во всем этом можем почерпнуть мы, воронежцы? Дагестанским опытом с «Горкомом36» делится руководитель отдела по взаимодействию с религиозными организациями и духовными образовательными учреждениями Министерства по национальной политике и делам религий республики Магомедали Гапаров.

О «тонкой и подвижной материи»

– Магомедали Магомедович, почему возникла идея провести конференцию и вообще – начать цикл таких встреч в Дагестане, посвященных религиям народов России?

– Потому что развал СССР и последовавшие за ним демократические перемены внесли серьезные коррективы в привычный образ жизни многих народов. И особенно остро на нашей земле это коснулось так называемых малых народов, среди которых оказались и горские евреи Дагестана. В этот период были утрачены многие, веками формировавшиеся культурно-исторические ценности. Закрывались СМИ, национальные театры, было приостановлено или сокращено преподавание национальных языков. Люди стали уезжать. Культурно-историческая связь времен драматично прервалась на несколько десятилетий. Больше всего это коснулось молодого поколения – тех, кто родился уже в эпоху перемен и идеологического вакуума. В общем, запланировав такую конференцию, правительство Дагестана намеревалась способствовать возрождению иудаики в Дагестане и всей России. Мы хотим, чтобы через изучение истории, традиций, культуры и обычаев разных народов люди стали лучше понимать друг друга, воспитали в себе культуру межнационального и межконфессионального общения. У нас в Дагестане открываются новые еврейские школы, общинные центры, реализуются культурные и академические программы. Но самое главное – домой, в Дагестан, стали возвращаться те, кто выехал прежде из республики в другие субъекты страны или вообще за границу. Это – важный индикатор нашего общества. И интерес к этой теме, особенно среди молодых дагестанцев, сейчас возрастает. Мы уже вышли с предложением сделать такие конференции ежегодными. И последующие из них посвятить роли православия и других направлений христианства, ислама в современном мире. Проводить их будем также совместно со всеми духовными лидерами республики, с приглашением гостей из других регионов. Уверен, что эта идея найдет поддержку в других субъектах РФ. Хотелось бы со временем придать этому мероприятию всероссийский статус. Эта пилотная конференция уже показала, какие искренние дискуссии вызывает в обществе межконфессиональная повестка. Религия, религиозная жизнь – вообще слишком подвижная, тонкая материя, она помогает регулировать многие процессы в обществе, во времена потрясений становится его нравственным камертоном. По этой причине гражданский мир в стране может быть обеспечен только искренним согласием всех духовных лидеров.

О «больших» и «малых» народах

– Вы сказали, что на стыке веков из Дагестана стали уезжать представители не коренных народов. Им грозила опасность?

– Да, еще в 90-е в воздухе «запахло» новыми веяниями: Дагестан, мол, принадлежит лишь тем, кто является представителем «титульных наций» на нашей земле. А русские, украинцы, белорусы, прибалты, иудеи, представители Средней Азии – их стали притеснять. Например, у меня всегда было много друзей и среди горских евреев, и среди русских – православных людей. Мы жили по соседству, поддерживали очень близкие отношения. Но меня как представителя коренных народов после развала СССР никто не притеснял, а вот моим друзьям стала грозить опасность. Здесь начали массово создаваться национальные движения –кумыкское, аварское, лезгинское и другие. Но в большинстве своем эти националисты ничего не делали для консолидации местного межнационального сообщества – они просто почувствовали себя воинствующими хозяевами. С их стороны началось притеснение других не коренных «малых» народов – и тем стало очень некомфортно здесь жить. Такое случилось впервые на нашей гостеприимной земле! Массово стали закрываться целые предприятия. В стагнации оказались тяжелая и легкая промышленность, электроэнергетика. Из Дагестана начался отток профессиональных кадров. Это были тяжелые дни для республики. Причем руководство страны тогда не дотягивалось сюда для наведения порядка. Но, справедливости ради, Россия никогда не ущемляла Дагестан, субъект оставался высокодотационной республикой, при том, что сложная экономическая ситуация была во всей России. Все обязательства перед дагестанцами, включая выплату пенсий и пособий, выполнялись. А вот в самой республике наступил период беззакония.

В этот период начинается возрождение религий, особенно Ислама. В республику стали приезжать арабские миссионеры, религиозная литература шла сюда большегрузными машинами. Начался массовый и бесконтрольный выезд дагестанцев в зарубежные исламские образовательные центры. Именно в этот период начали массово распространяться радикальные идеологии. Как хищная рыба глотает крючок вместе с наживкой – вот так у нас люди из жаждык получению знаний «проглотили» все, что им преподавали. Ведь у простых мусульман как принято – если перед тобой араб, то это чуть ли потомок пророка Мохаммеда, мир ему и благословение. Поэтому здесь все принимали с открытым сердцем. Хотя уже наши местные ученые-богословы забили тревогу, стали понимать, какие радикальные и далекие от подлинного ислама идеи везут сюда «миссионеры» под видом религиозных знаний. Но было поздно. В итоге у нас от рук радикалов погибло более шестидесяти своих местных алимов – выдающихся ученых-богословов. Погибло много сотрудников правоохранительных структур. Убиты три министра по делам национальной политики. Это были смелые люди, которые открыто предупреждали об опасности. Я убежден, что эта угроза никуда не ушла и по-прежнему среди нас. Но из прямого диалога радикальные течения перешли в информационное поле. И здесь для нас главное – сработать на опережение, объединяя усилия духовенства, власти, общественников. Мы начали каждый год проводить международный межрелигиозный молодежный форум. Теперь открыли цикл научно-образовательных межконфессиональных встреч. К этому нас побудили в том числе итоги социологических исследований, которые правительство республики проводит каждый год. В этом исследовании порядка 80 вопросов, касающихся всех аспектов отношений общества, духовенства, власти. В итоге каждый год мы теперь получаем мощный аналитический материал.

О совместных усилиях

– Что в этих исследованиях для вас оказалось принципиальным?

– Однозначно наметившаяся тенденция об усилении роли религий и духовенства в современном обществе, в сохранении его стабильности и мира. Но мы также увидели и запрос на поддержку религиозных общин со стороны власти. Был у нас шейх Саид Афанди Чиркейский, один из самых влиятельных духовных лидеров Дагестана – он погиб в 2012 году после покушения на него радикальными главарями. До последнего вдоха Саид Афанди вел непримиримую борьбу с ваххабизмом, играл главную роль в интеграции мусульман Северного Кавказа на путях мира и умеренных норм вероисповедания. Так вот, он говорил, что государство и религия – это два колеса одной телеги. Если одно из колес убрать, то у самого общества не будет движения вперед.

– На этой конференции бросилось в глаза тесное взаимодействие и просто теплые отношения между представителями местной власти и духовенства.

– Это тоже наш опыт. Теперь мы понимаем, что духовные лидеры и руководители республики самостоятельно друг от друга ничего не смогут. Везде и во всем – только совместные усилия. 95 процентов нашего населения составляют этнические мусульмане. Примерно 4 процентов – христиане. И чуть более полутора процентов – иудеи. Но поддержка республиканской власти одинакова для всех и никак от этой пропорции не зависит. И даже если представителей одной из конфессии в республике окажется меньше 1 процента – внимание к ней со стороны власти и нашего общества останется таким же, как и поддержка религиозного большинства. И такое отношение отражает настроение уже нынешнего сообщества Дагестана. Например, наш известный ученый и бизнесмен профессор МГУ Магомед Хабибович Магомедов построил на окраине Махачкалы научно-оздоровительный комплекс «Журавли», с гостиницей, конференц-залами, библиотекой. И также на территории комплекса построены православная часовня, мечеть, синагога. Люди приезжают, заселяются, и каждый идет в свой дом. Так что мы в Дагестане и дальше будем создавать максимально комфортные условия для всех людей, независимо от религии и национальности. Только при проявлении одинакового интереса со стороны государства к проблемам каждой конфессии, каждого верующего человека и каждого гражданина можно строить межконфессиональный и гражданский мир в республике и в стране.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ