2024-12-20

Любовь Кулакова – о педагогическом сообществе Воронежа

Считается, что средний возраст учителей в стране растет, и уже вскоре придет то время, когда учить детей будут исключительно пенсионеры.

Считается, что средний возраст учителей в стране растет, и уже вскоре придет то время, когда учить детей будут исключительно пенсионеры. Вместе с тем, по словам руководителя управления образования и молодежной политики администрации Воронежа Любови Кулаковой, средний возраст педагога в областном центре сегодня составляет 45 лет. Руководитель уверена: ситуация близка к идеальной с точки зрения сочетания молодости и опыта, за счет которых обеспечивается преемственность педагогического процесса.

Чем живет воронежская школа, какие демонстрирует результаты, как развивается в это непростое время, об этом в канун Дня учителя руководитель рассказала корреспонденту «Горкома».

– Любовь Анатольевна, что представляет собой педагогическое сообщество Воронежа сегодня? Сколько педагогов и какого уровня обучают наших детей в школах областного центра?

– В последнее время в городе выправляется демографическая ситуация, что ведет к росту числа детей в школах. Соответственно и увеличивается количество педагогов. Так, одних лишь учителей сегодня – примерно 5 тыс. чел., а если брать общее число педагогических работников, то оно составит без малого 6 тыс. чел. Почти половина педагогов имеют высшую квалификационную категорию, более четверти – первую и 15% - вторую.

Половина сотрудников имеет стаж 20 и более лет, вместе с этим есть и порядка 250 педагогов, относящихся к молодым специалистам – то есть тех, чей стаж не превышает трех лет.

– Получается, в Воронеже сохраняется общая для всей страны тенденция старения педагогического коллектива?

– Не совсем. Средний возраст учителя сегодня составляет 45 лет. Я считаю, что это так называемая «золотая середина», при которой коллектив уже достаточно зрелый, но имеющий серьезные перспективы.

Надо понимать, что естественные процессы выхода людей на пенсию никто не отменял и в педагогике. Сегодня к учителю предъявляются совсем иные требования в рамках информатизации системы образования: умение работать с новой техникой, вести электронные журналы и дневники – не каждый из возрастных учителей с этим может справиться. Многие понимают это и предпочитают выйти на заслуженный отдых. А на их места приходят молодые педагоги.

– Но считается, что молодой педагог – статус, весьма невыгодный в финансовом плане…

– Если специалист приходит только на 18-часовую ставку, не берет на себя ни классного руководства, ни ведения кружков и секций, то да, уровень его заработной платы будет весьма скромным, в размере 15 тыс. руб. Но сегодня ситуация в учреждениях образования такова, что учитель имеет различные возможности для заработка. Он может взять себе дополнительную нагрузку, участвовать в реализации платных программ учреждения (ни в коем случае не подменяющих собой стандартные образовательные программы, а именно дополнительных, факультативных), вести кружки и секции, претендовать на получение различных грантов. А работать просто на ставку сегодня не выгодно ни самим педагогам, ни школам – в таком случае в образовательном учреждении будет раздут штат сотрудников.

– А сколько сегодня составляет средняя заработная плата педагога в воронежских школах?

– По состоянию на 1 января 2016 г. – 26 694 руб. Между администрацией города и департаментом образования и молодежной политики областного правительства подписано соглашение, согласно которому заработная плата учителей должна быть не ниже средней по экономике в Воронежской области. И, могу сказать, что по итогам прошлого года она была даже на 6% выше среднеобластной.

Поэтому даже когда я говорю о скромной зарплате для начинающего педагога, то, скорее, имею в виду не реальный уровень, а ожидания выпускников вузов, по каким-то причинам ориентированных на изначально высокий финансовый результат своей деятельности.

– Получается, проблемы низких зарплат учителей понемногу, но уходят в прошлое. Есть ли ответная позитивная реакция на областном и всероссийском уровнях?

– Прямой зависимости тут, наверное, нет, но рост удельного веса наших школ в общероссийском масштабе мы видим ежегодно. Например, по итогам 2015/2016 учебного года шесть воронежских школ вошли в ТОП-500 лучших образовательных учреждений России, отбор для которого осуществляется по результатам Единого госэкзамена и участия наших учащихся во всероссийской олимпиаде школьников. Три школы вошли в рейтинг ТОП-200 образовательных учреждений, обеспечивающих высокое качество подготовки учащихся, столько же – в ТОП-100 образовательных учреждений, обеспечивающих высокое качество подготовки учащихся в профильных классах.

Естественно, что на региональном уровне результаты воронежских школ также впечатляют. Наши образовательные учреждения традиционно в большом количестве представлены в региональном ТОП-50, плюс много наших школ представлено в рейтинге «Школы – лидеры образования».

– Я правильно понимаю, что многие из этих результатов зависят не только от педагогов, но и от самих учащихся?

– Разумеется. Большое их число стало лауреатами как всероссийских, так и международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, олимпиадным движением в прошлом учебном году было охвачено на 10% больше детей, чем годом ранее, со Всероссийской олимпиады школьников мы получили 38 дипломов – это очень высокий показатель.

Но нельзя не отметить и результаты Единого государственного экзамена. До 66 человек у нас выросло по результатам прошедшего учебного года количество учащихся, набравших по ЕГЭ 100 баллов. Причем до 48 увеличилось количество стобалльников по русскому языку (в прошлом году – 34), впервые учащиеся Воронежа набрали сто баллов по профильному уровню математики, а также по информатике и ИКТ. Вообще же в общем количестве стобалльников Воронежской области 74,2% – из Воронежа, что значительно выше, чем в 2015 г. (64,2%).

Увеличение среднего балла у нас произошло по 10 образовательным предметам, а по итогам приемной кампании 2016 г. 99% выпускников воронежских школ стали студентами высших учебных заведений, причем не только Воронежа. Это очень хороший показатель.

– Хороший – для системы образования или вообще? Ведь 99-процентное поступление говорит о том, что рабочими специальностями выпускники не заинтересовались. Хорошо ли это с точки зрения развития экономики региона?

– Тут надо понимать, что дети, оканчивающие 11 классов, равно как и их родители, уже заведомо ориентированы на поступление в вузы. Те, кто выбирает рабочую профессию, как правило, покидают школу уже после 9 класса. И это логично. Среднеспециальные учебные заведения сегодня интегрируют в программу профессиональной подготовки в том числе общеобразовательную программу за два последних года обучения. Получается, если человек пришел в колледж или техникум после 11 класса, то он теряет два года, которые уже мог работать на производстве. Зачем ему это?

– Любовь Анатольевна, в последнее время много говорится об информатизации образовательного процесса, о постепенном отходе от обучения во вторую смену. Каких еще глобальных преобразований можно ожидать в образовательной отрасли Воронежа в ближайшее время?

– Сейчас сложно прогнозировать, но мы будем продолжать внедрять те изменения, которые уже начали. По информатизации было уже сказано много, а что касается ликвидации второй смены – это насущная задача.

Существующие федеральные образовательные стандарты говорят о том, что послеобеденное время должно быть отдано для занятия детей внеурочной деятельностью. Ребенок в соответствии со своими желаниями и потребностями должен иметь возможность посещать один или несколько кружков или секций и развивать свои способности. В процессе выбора курсов по интересам он уже начинает формирование модели своей будущей профессии – это помогает ему впоследствии легче и правильнее определиться с выбором учреждения среднего профессионального образования или высшего учебного заведения, да и собственно с последующей трудовой деятельностью.

Конечно, мы сейчас находимся в сложной ситуации, ведь для того чтобы полностью ликвидировать вторую смену, нам нужно и привлекать внутренние ресурсы, и искать средства вышестоящих бюджетов для того, чтобы не только строить новые школы, но и реконструировать здания, которые ранее не использовались, и проводить ремонтные работы внутри помещений, чтобы по максимуму использовать те площади, что раньше не были задействованы в образовательном процессе.

Но, признаем честно, за год-два мы проблему второй смены не решим, на это нужен более длительный срок. Впрочем, более долгий срок для этого запланирован и на федеральном уровне.

– А есть уверенность в том, что новые учебные помещения, которые вводятся сегодня, будут востребованы завтра?

– Относительная уверенность в этом вопросе имеется. В текущем году, например, в первые классы у нас пошло примерно 10 тыс. детей. Некоторым школам пришлось даже набирать по шесть-семь первых классов. И в этом нет ничего удивительного.

В последние годы в Воронеже строилась масса новых детских садов – чтобы закрыть потребность в дошкольных учреждениях, которая появилась в связи с демографическим бумом. И именно выпускники этих садиков сегодня идут сегодня в школу. Так что количество учащихся в перспективе будет только расти.

– Но многих из этих учеников родители традиционно пытаются отдать в различные гимназии и лицеи, зачастую не желая водить их в школу по месту жительства – якобы из-за не совсем высокого качества образования в них. Как сегодня управление образования пытается переломить ситуацию, повысив статус обычных среднеобразовательных школ?

– Вы знаете, то, что школа имеет обычный статус, еще не означает, что в ней дается плохое образование. Скажем так: если образовательное учреждение не пытается стать лицеем или гимназией, не попадает в различные рейтинги, говорит лишь об особенностях его менеджмента.

Мы, конечно, пытаемся воздействовать на директоров таких школ, рассказывать им о преимуществах участия в различных конкурсах, получения грантов, средства которых идут не только на увеличение фонда оплаты труда, но и на приобретение необходимого оборудования. И в целом ряде случаев такая работа дает свои результаты.

Цифирь

90 процентов составляет доля женщин в системе среднего общего образования Воронежа.

Кстати

В число ТОП-500 лучших образовательных организаций Российской Федерации по успешности сдачи ЕГЭ и количеству призеров и победителей регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников вошли шесть учреждений образования Воронежа: СОШ №1, гимназия им.Н.Г.Басова, МОК №2, гимназия №9, ВУВК им.А.П.Киселева, лицей №6.
Гимназия им.Н.Г.Басова, МОК №2 и гимназия №9 также вошли в иные рейтинги лучших образовательных учреждений России.

Это интересно

Численность учителей муниципальных образовательных учреждений Воронежа составляет 4852 чел. Общее количество педагогических работников (сюда, помимо учителей, входят педагоги дополнительного образования, библиотекари, социальные педагоги, психологи) составляет 5854 чел. 238 молодых специалистов в образовательных учреждениях имеют стаж менее трех лет. 1472 учителя – работающие пенсионеры.