Споры вокруг того, какой календарь правильнее – юлианский, новоюлианский или григорианский – давно превратились в борьбу «тупоконечников» с «остроконечниками». Напомню: речь идет о книге Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», где описывается спор двух государств лилипутов, приведший к бесконечной войне из-за того, что не удалось договориться, с какой стороны нужно разбивать вареное яйцо – с тупой или острой.
Все значимые события для Церкви имеют к календарю весьма условную привязку. Точная дата, когда родился Иисус Христос, неизвестна. Для меня, например, вполне естественно, что Рождество Христа отмечается после дня зимнего солнцестояния, что всеми религиями признается как возрождение мира. И нет ничего предосудительного в том, что торжество света над тьмой праздновалось в эти дни еще в дохристианские времена.
Я слышала от верующих возражения по поводу спорной даты 24-25 декабря: мол, какой может быть праздник, если православные держат сейчас пост. Но разве пост запрещает делать подарки самым дорогим и близким, помогать нуждающимся и обездоленным, разве нельзя постящемуся радоваться дару обновления, который дается свыше? В этом и есть смысл христианского Рождества. Ничто не должно быть сильнее стремления человека стать лучше. А дата – всего лишь листок на отрывном календаре.