В рамках гастрольного тура «Сердце ястреба», посвященного 23-летию коллектива, в Воронеже побывала группа «Мельница». В концертном зале Event-Hall музыканты исполнили песни из нового альбома «Манускрипт», вышедшего в прошлом году.
Между выходом нового альбома «Манускрипт» и предыдущего – «Химера» – прошло долгих пять лет. Наталья рассказывает, что столь долгий промежуток бы связан с тем, что ей понадобилось время, чтобы «отжениться» от эстетики и образов галактики Альхимейра и планеты Люцифераза.
– Поэтому я и не спешила с написанием новых текстов – дала себе возможность поискать новые источники вдохновения, – говорит певица. – В это время я оказалась на Ближнем Востоке и получила возможность качать энергию непосредственно из Леванта, знакомиться с новыми духами мест и вообще всячески экспериментировать…
Экспериментами воронежцы остались довольны, тем более что в новой программе (впервые в истории «Мельницы») каждая песня нового альбома оказалась полностью визуализирована – на большом экране зрители могли любоваться созданными для концертов видеорядами, что позволяло им не ошибиться в восприятии того, «что имел в виду автор».
«Знакомство с группой «Мельница» начинается с «хелависников»
– Наталья, в 2005 году вы распустили весь коллектив и набрали новый. С тех пор коллектив не менялся?
– Почти нет.
– А те, кому пришлось уйти, обиду не держат?
– Не знаю, я с ними не общаюсь. Мы расстались по профессиональным соображениям.
– Вы рассказывали, что они хотели играть нее все песни, которые вы писали, и вам пришлось их делить на два проекта – «Мельница» и «Хелависа». Сейчас нет такого?
– Действительно, изначально песни шли в «Мельницу» или в «Хелавису» именно из-за того, что музыканты первого состава говорили мне: «О нет, то, что ты нам сейчас принесла мы не сможем сыграть!» Мне предлагалось все эти песни «складывать в стол», и у меня уже накопилось столько всего в столе! Частично это творчество нашло воплощение в «Мельнице» после смены состава, а частично пошло в проект «Хелависа».
Сейчас мы с музыкантами можем сыграть все, что хотим – нет пределов и лимитов. И сейчас мы решаем, куда что пойдет в зависимости от того, звучит ли песня более мейнстримно-мельнично или экспериментально (тогда это войдет в «Хелавису»). В проекте «Хелависа» мы можем делать тематические альбомы. Например, сделали кельтский альбом «Новые ботинки», сделали трип-хоповый альбом «Люцифераза». Может быть, мы сделаем альбом совсем моих старых песен на стихи Толкиена и ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса - такая заначка тоже есть. Это свобода немейнстримного и некоммерческого творчества.
– С концертами-хелависниками вы ведь выступаете в основном на маленьких площадках…
– Да, ведь это в первую очередь возможность продать наше творчество в те регионы, где мы еще не были. То есть любые гастроли в новых регионах и странах начинаются с наших с Сергеем дуэтных концертов. Это намного дешевле организаторам, чем привезти весь наш коллектив, со стаффом, аппаратурой, выполнить весь наш технически очень сложный райдер. Гораздо проще привезти Сергея, меня и два инструмента – арфу и гитару. Таким образом у нас начинались гастроли в Израиле, Казахстане… Если формат Хелависы заходит зрителям хорошо, организаторы уже могут подумать, чтобы купить формат «Мельницы».
– Вы выступали во множестве городов России и в других странах. Есть еще места, где не были, но хотелось бы выступить?
– У нас до сих пор так и не получилось поехать с туром ни в Европу, ни в Америку. Не было интереса от местных промоутеров. То есть у промоутеров Австрии, Германии, Швейцарии был определенный пул артистов, которых они возили. И их очень сложно склонить к тому, чтобы рассмотреть что-то новое.
Из городов России у нас почему-то не получается доехать до Петропавловска-Камчатского. Там всего один зал, где может выступать большая рок-группа – местная филармония. И там нет своего аппарата. То есть нужно тащить еще и аппаратуру с большой земли, что сразу поднимает ценник. Все упирается в деньги, к сожалению. Там есть и наши зрители, и организаторы, которые нас ждут. Но когда мы начинаем просчитывать бухгалтерию, получается сложно…
«До 12 дня мой голос спит!»
– Вы как-то рассказывали, чтобы не колоть уколы преднизолона, не пить гоголь-моголь или коньяк, как делают многие ваши коллеги, чтобы «быть в голосе», вы регулярно проводите гигиену голоса. Как это происходит?
– Гигиена голоса – это совокупность факторов. Обязательно нужно соблюдать режим сна. То, что концерты заканчиваются поздно, это нормально. Главное – не начинать петь слишком рано. Поэтому любые записи и эфиры ранним утром – ужасная практика. Артист приходит на канал в какую-нибудь программу «Утренний голос», и потом начинают писать отзывы: «Ой, как она ужасно спела, наверное, весь голос прокурила… Все, отписываюсь!» Человеку, который вообще никогда сигареты в рот не брал, это очень обидно слышать. Просто человек встал в 5 утра, чтобы быть в Останкино в семь. А бывает, заставляют петь даже на улице... Не все знают, что до 12 дня голос спит. Поэтому любые студийные смены надо назначать с обеда.
Второй пункт гигиены голоса – не есть склизкой молочки и орехов, от которых все слипается. Ну и естественно, никакого коньяка – это просто ересь! Хлопнуть коньячку можно при полном несмыкании голоса, когда его нужно «включить» на 10 минут, максиму – на полчаса. Поверьте, на весь концерт связки точно не разомкнутся. Колоть преднизолон в связки – это еще больший бред, чем коньяк.
– Вы же делаете различные дыхательные упражнения и техники по Стрельниковой...
– Это уже очень сильно измененная Стрельникова, это на нее уже мало похоже. Упражнения мне подбирал преподаватель вокальной школы, где я училась, и мой доктор реабилитолог, с которым я занимаюсь, и я ввожу адаптации. Как любая практика, как йога, она самосовершенствуется и меняется. Дыхательные практики занимают примерно час времени.
Плюс перед концертом у меня обязательно 15 минут идет распевка – надо связки разогреть, сделать при помощи дыхания непрямой массаж связок, обеспечить кровоснабжение в связках... Если этим постоянно заниматься, аппарат будет в нормальной форме.
– Все это вы это делаете ежедневно?
– Да, строго обязательно. Это как зубы почистить. Поэтому я и употребляю слово «гигиена».