Наконец-то посмотрел на днях фильм «Мистер Нокаут» Артема Михалкова – очередную отечественную картину в жанре спортивной драмы, вышедшую на широкий экран пару месяцев назад. Посвящена она легендарному советскому боксеру, триумфатору Олимпиады-1964 в Токио и двух европейских чемпионатов Валерию Попенченко.
Признаюсь, перед просмотром лишний раз «пробежался» по биографии главного героя, с которой был знаком поверхностно. Также почитал отзывы о фильме коллег-журналистов и рядовых зрителей. И теперь могу лишь полностью согласиться с большинством из них: впечатления остались далеко не однозначные.
Зрелищность? Безусловно, она присутствует. Актерская игра? О ней, пожалуй, лучше пусть рассуждают профессиональные кинокритики. В подробностях пересказывать сам сюжет, думаю, ни к чему. Скажу лишь, что на протяжении всей картины не отпускает ощущение: многое ты уже видел раньше – в «Легенде № 17», «Стрельцове», «Движении вверх»…
Наше «спортивное кино», к сожалению, превращается в своеобразный конвейер, основой которого является набор уже отработанных предшественниками штампов. Согласно им, и хронология событий, и известные исторические факты, и характеры главных героев трактуются так, как взбрело в голову авторам фильма – и никак иначе. Конечно, подобные фильмы не являются документальными, и художественный «прикрас» в них вовсе не воспрещен. Да и сама задумка ближе познакомить широкую публику с великими, восхищавшими огромную страну мастерами, достойна лишь уважения. Но история каждого из них и без всяких домыслов и вымыслов является захватывающим сюжетом – со своими драмами и испытаниями, ярчайшими взлетами и жесткими падениями.
Эти люди и их судьбы, думаю, не нуждаются в свободной авторской трактовке. И уж явно не заслуживают того, чтобы напоминать о них, следуя заготовленным лекалам и принципу «народ проглотил и еще проглотит».