В Воронеже завершается фестиваль балета, посвященный 60-летию начала профессиональной творческой деятельности народного артиста СССР и РФ Владимира Васильева. Выдающийся танцор и балетмейстер, поставивший на сцене Воронежского театра опера и балета пять спектаклей-долгожителей, в интервью с журналистами рассуждал о конфликте классического и современного балета.
– Владимир Викторович, без всяких преувеличений вас можно назвать легендой мирового балета. Вы станцевали десятки партий, не меньше поставили. А как вы относитесь к переиначиванию классики современными режиссерами и балетмейстерами, адаптированию классических произведений для молодежи?
– Я считаю, что классика на то и классика, что она в любое время актуальна. Но вопрос о том, как ее играть, на сегодняшний день спорный и действительно важный.
Балетное искусство – условно, и наша задача – сделать его безусловным для зрителя, который меняется. Меняется и язык поколений. Задача режиссера-постановщика в том, чтобы то, что исполнено на сцене, трогало нас так же, как и много лет назад. Как? Интересный вопрос. Надо искать, пробовать, делать. Это дело вкуса, образования и таланта. Если ты имеешь определенный набор качеств и навыков, то что-то обязательно получится. А вот эта фраза, которую мы слышим на каждом углу: «Я так вижу!», говорится от безнадеги, на мой взгляд. Это – твое право, если ты ставишь для себя и только. Но если это ты делаешь для зрителей, то и ответственность другая.
Я убежден, что классика – для всех, а потому и ставить ее нужно для всех, и так, чтобы это за сердце схватило. Любого. В том числе того, кто вообще ничего не читает, и того, кто образован. Переиначивать и адаптировать – это такая сегодня мода. Модно, но глупо, если это заключается лишь в перенесении действия в другое время и место. Отсюда и несуразица, когда произносимый текст не соответствует зримой составляющей. Хорошо хоть в балете слов нет.
– И ни одного интересного современного балета вы не назовете?
– Конечно, есть. Но люди, прежде всего, идут на классику, и это факт. Удивить в балете меня действительно сложно. Но я посмотрел недавно «Щелкунчика» в Австралии. В нем та же музыка Чайковского, но сюжет другой, перенесенный в начало прошлого века со всеми революционными катаклизмами. И это здорово сделано! Вопрос всегда – как!
– Самый обсуждаемый спектакль года – «Нуреев» Кирилла Серебренникова. Сейчас к выходу готовится фильм-комедия про блокаду Ленинграда, который уже много критикуется представителями сферы культуры. Как вы относитесь к этим работам?
– Не хотел бы подробно останавливаться на этом, потому как не видел ни того, ни другого. Но хочу сказать следующее: печально, что всех привлекает скандал. На мой взгляд, есть святые и незыблемые вещи, а потому сарказма на этот счет быть не должно. Что касается Нуреева, то он человек, несомненно, талантливый, но ореол мученика не имеет к нему никакого отношения.
– Вы – сторонник сюжетного балета. Какую тему надо давно поднять в этом виде искусства?
– Как показывает практика, спектакли-долгожители – те, у которых имеется явный романтический стержень, любовь, отчаяние, столкновения на этой почве… А вообще, если балет – это искусство, а не просто телодвижения на сцене, а я в этом убежден, то вообще не существует тем, на которые нельзя ставить балетные спектакли.
– В балетном конкурсе «Арабеск» несколько лет подряд выигрывают корейцы и китайцы. Выходит, там лучшая балетная школа? Как вы оцениваете уровень российских балетных школ?
– Китайцы, японцы и корейцы – это тоже русская школа. В 1959 году, когда я впервые приехал в Китай, там вообще не знали, что такое классический танец. Сейчас они в лидерах. Потому что там были и есть наши педагоги. Это наш большой подарок миру, и приятно, когда наше искусство живет во всем мире. Современная российская балетная школа также очень сильная, у нас вековые традиции и профессиональные мастера и артисты. И несправедливо, когда наших артистов ценят на родине меньше, чем даже неважного, но зарубежного. И с этим надо бороться. Кстати, поэтому мы и сделали творческую мастерскую, которая, к слову, стартовала в 2013 году в Воронеже. В ней отечественные современные хореографы ставили мини-балеты по произведениям Платонова, а потом в разных городах – Шукшина, Гоголя, Астафьева, Толстого. Когда в Воронеже мы взялись за Платонова, критики недоумевали, как нам в голову пришло ставить на Платонова, полагая, что его воплощение в балете невозможно. Рад, что их получилось тогда переубедить.
Справка
Владимир Васильев – советский и российский артист балета, хореограф, режиссер, актер, художник, поэт и педагог. Исполнял партии практически во всех известных классических балетных спектаклях, в постановках лучших советских и зарубежных хореографов. Является автором постановок балетов, опер, телебалетов, кинофильма и телефильмов, хореографии к мюзиклам, операм и кинофильмам. С Воронежским театром оперы и балета сотрудничает с 2006 года, здесь воплощены в жизнь его постановки «Анюта», «Макбет», «Золушка», «Балетные шедевры в оперной классике» и его Мастерская современной хореографии.