2024-11-21

Лауреат премии «Золотая маска» Вячеслав Лопатин: «Воронежский театр оперы и балета развивается и живет»

Премьер Большого театра Вячеслав Лопатин – постоянный участник фестиваля «Воронежские звезды мирового балета». На юбилейном форуме он исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик».

Премьер Большого театра Вячеслав Лопатин – постоянный участник фестиваля «Воронежские звезды мирового балета». На юбилейном форуме он исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик». На сей раз в паре с ним танцевала ведущая солистка воронежского балета Елизавета Корнеева.

Посмотреть, как репетируют два артиста, номинированных на главную театральную премию страны «Золотая Маска» в 2019 году (Лопатин лауреат премии этого года в номинации «Современный танец/Мужская роль в балете «Нуреев»), большая удача. Вячеслав Лопатин, отыграв в вечернем спектакле в Большом театре, ночью прилетел в родной город, а уже с раннего утра репетировал свою партию с воронежской балетной труппой. Вечером спектакль – и сразу на самолет.

В перерывах между репетициями журналисты «Горкома36» пообщались с артистом – о награде, фестивале и режиме нон-стоп.

От штрихов – к картинке

– Как сложилось творческое взаимодействие с главным балетмейстером театра Александром Литягиным, который не только художественный руководитель фестиваля, но и ваш однокурсник?

– Замечательно сложилось. Александр проводил с нами репетиции и помогал точнее исполнить хореографию определенной редакции спектакля. Со стороны он видит картинку целиком и обрисовывает ее для артистов. Александр Литягин помог мне ввестись в спектакль воронежского театра максимально быстро.

– Но это не первый «Щелкунчик» в вашей творческой биографии…

– Да, я исполняю Принца в «Щелкунчике», который идет в Большом театре, но у нас другая редакция. А ранее танцевал в нем партию Арлекина, испанскую куклу.

– Пятый фестиваль «Воронежские звезды мирового балета» тематический, посвящен Петру Чайковскому – знаковой фигуре в балете. Как это имя повлияло на вашу судьбу?

– Это легендарный композитор, который создал уникальные шедевры. Чайковский любим мной не только потому, что написал потрясающую музыку, но и по той причине, что он всегда говорил о балете как о высоком искусстве. Он повторял, что не понимает людей, считающих, что балет создан для увеселения толпы, и защищал этот прекрасный жанр искусства. И мне это близко.

От опыта к опыту

– Связывать свою жизнь с этим искусством вы, в общем-то, не сразу были готовы и уж вряд ли предполагали, что станете известным танцовщиком и лауреатом «Золотой Маски». Каким образом сформировалось желание сделать балет профессией?

– В балет я пришел в десять лет, и вначале не понимал, что это такое, зачем нужно и что из этого получится. Первое осознание профессии пришло на репетициях с педагогом классического танца Анатолием Дубининым, когда тот предложил поработать с сольными вариациями. Стало понятно, на какой результат следует работать.

Потом для отчетного концерта в училище мы с педагогом подготовили вариацию Джеймса из балета «Сильфида». Мне, честно говоря, не понравилось, как я ее тогда станцевал. Не хватило дыхания, выносливости… Это и стало отправной точкой. Я понял, что должен больше работать над собой, чтобы подобных вещей со мной больше не повторялось. И так потихоньку, шаг за шагом, от опыта к опыту это желание – стать артистом балета – и формировалось.

– В образ своего персонажа вы входите, когда надеваете костюм, или это происходит гораздо раньше?

– Мы работаем над образом. Мы не можем надеть костюм и сразу выйти на сцену. Это происходит иначе. Если это сюжетный балет, то мы читаем литературу, узнаем больше о своем герое. Мы вживаемся в этот образ. На репетициях, помимо того, что мы отрабатываем хореографический текст, мы раскрываем и своего героя – в рамках поставленной режиссером задачи. Но все сделать идеально по разным причинам не всегда получается. После того, как завершился спектакль, я всегда обдумываю, что вышло хорошо, а что не так, как я хотел, и что нужно сделать в следующий раз, чтобы этого не повторилось.

«Не ожидал, что получу награду»

– Премия «Золотая Маска» для вас – особая ответственность? И что вы можете сказать о балете «Нуреев»?

– Я не ожидал, что получу награду. Мне вообще сложно представить, каким образом из целостного спектакля можно отметить только одного человека. Балет – это совместное творчество, даже его выход на сцену готовится, создается другими артистами. Конечно, мне приятно, что я получил «Маску» за партию Ученика в балете «Нуреев». Хотя стоит отметить, что мой персонаж – это собирательный образ учеников. И на сцене в этот момент со мной находятся несколько человек – чтец, арфист, музыканты. А в целом спектакль очень интересный и неординарный. Ведь в нем не только артисты балета и музыканты из оркестра задействованы, но и артисты театра и кино, и еще огромная масса людей! Спектакль очень большой, таковых я еще не встречал. Нуреев – человек, который очень многое сделал для развития балета, популяризировал его везде как вид искусства. Он – легенда.

От искусства до моды

– В этот раз вы в Воронеже станцевали с Елизаветой Корнеевой, которая также была номинирована в этом году на «Золотую Маску». Мне кажется, это говорит об очень хорошем профессиональном уровне воронежской труппы. Вы танцуете на фестивале в пятый раз, что думаете по этому поводу?

– В этом году танцую с Елизаветой, хотя обычно со своей женой Анастасией Сташкевич. Про театр могу сказать, что он развивается. Во-первых, каждый год, когда я приезжаю, отмечаю, что появляется очень много новых лиц, которых я не знаю. Если раньше я видел ребят, с которыми вместе учился и с которыми мы общаемся, то теперь я наблюдаю обновленный состав. И Лиза Корнеева, с которой я танцую в этот раз, тоже молодая артистка, но уже солистка балета. Это очень хороший момент. Театр развивается и по репертуару, уделяет внимание и современным постановкам, недавно здесь сделали проект «RE:ФОРМА ТАНЦА», и занимается восстановлением трехактных классических балетов. Театр живет.

– Хочется, чтобы и зритель молодой в театр приходил…

– В столичном городе в залах гораздо больше молодой публики, потому что сейчас стало модным ходить в театр. И не из-за большой любви к искусству. Просто модно бывать в театре. И я думаю, что это будет только прогрессировать.

– Ваша супруга Анастасия Сташкевич тоже неоднократно была участницей нашего фестиваля. Долгие годы она оставалась только вашей партнершей по сцене, а теперь жена. Танцевать с любимой женщиной – это какое-то иное чувство?

– Я обожаю танцевать со своей женой. Мы с ней вместе танцевали еще тогда, когда были просто коллегами, задолго до того, как начали встречаться. Я очень к ней привык. Не только в каком-то «техническом плане» – как взять, как переставить с ноги на ногу, а именно к тому, как мы существуем на сцене вместе. Нам не нужно обговаривать, что мы будем делать в этой сцене, мы уже это знаем. Мы танцуем с Анастасией с 16 лет. Но театр театром, зал залом, а дом домом. Дома мы стараемся как можно меньше говорить о балете и репетициях, но, конечно, приходится к балету возвращаться. И если что-то нужно выучить к завтрашнему дню, мы начинаем учить материал дома. Разумеется, не в полную ногу это делаем, просто учим порядок элементов.