Этот сюжет был подан воронежскими СМИ как, безусловно, положительная история: жителям 144 домов Воронежской области вернут деньги, выплаченные по графе «Капремонт».
С коттеджей в 1-3 квартиры деньги за капремонт не брали и раньше, зато и капремонта им не делали. А вот взятое с жителей четырехквартирных домиков – возвратят, чтобы не делать капремонта впредь. Мелочь – 6,9 млн на всех – но приятно. В кои-то веки от коммунальщиков что-то получить.
Для возврата денежных средств собственникам помещений нужно обратиться в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области с соответствующим заявлением, приложив к нему копии паспорта (страницы 3-4) и банковских реквизитов (копия сберегательной книжки или реквизиты пластиковой карты, распечатанные в банке). Консультации по возврату средств можно получить по телефонам: (473) 280-12-75, 280-12-50, 280-12-76.
Самый дорогой ремонт
В целом для системы это, конечно, плюс. Капремонт малоквартирных МКД заведомо убыточен и ложится дополнительным грузом на и без того напряженный бюджет программы – когда жильцам постоянно приходится выбирать между канализацией и электрикой, между крышей и фасадом.
Ответ на запрос от «Берега» региональный Фонд проиллюстрировал таким сюжетом: «В 2018–2019 годах за счет средств регионального оператора были капитально отремонтированы кровля, фасад и система электроснабжения в 4-квартирном доме в Рамони. На эти цели из «общего котла» было направлено 3 млн 136 тыс. руб. При этом в год собственники помещений в этом многоквартирном доме перечисляли на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт 21 тыс. 605 руб., а всего ими было уплачено 39 тыс. 600 руб. Таким образом, своими ежемесячными взносами они возместят понесенные региональным оператором расходы на капремонт их дома через… 143 года».
Запас убыточности
Экономическая целесообразность – это главный аргумент, с которым в конце 2017 года в Госдуму пришли инициаторы базового федерального закона – депутаты Народного Хурала Республики Калмыкия.
Люди от Хурала сказали тогда следующее: «Высокая удельная стоимость капитального ремонта малоквартирных домов на один квадратный метр по сравнению с многоквартирными домами приводит к диспропорциям при распределении средств Фонда капитального ремонта».
Вопрос от коллег-депутатов, почему «линией отсечения стали 5, а не 8 квартир», остался без внятного ответа. Судя по нашему «подворонежскому» примеру, у малоквартирных МКД – огромный запас убыточности. Невозможно реализовать принцип возвратности средств, затраченных на капремонт и 8-, и 10- , а, пожалуй, и 12-квартирных домов.
Но что будет дальше с этим небольшим, но пестрым массивом? Например, в нашем областном центре таких МКД почти шесть десятков, часть из них – это новенькие коттеджи, часть – ветхие домики. В первом случае капремонт не потребуется еще очень долго, во втором – нужен срочно. Без него развалюхи быстро попадут в категорию аварийных – и расселение жильцов обойдется на пару порядков дороже, чем капитальный ремонт.
Правда, это уже будут деньги из другого государственного кармана.
Малоквартирные многоквартирные
Но это не единственная «особенная» категория домов в списке Фонда. Есть гораздо более серьезный массив так называемых ветхих домов, попавших в городскую программу реконструкции застроенных территорий. И ремонт там невыгоден, нецелесообразен и не планировался никогда. Но квитанции за капремонт приходили регулярно.
И в этом виноваты, опять-таки, не люди, нет – а еще одно белое пятно в нашем юридическом поле. В законах нет понятия «ветхое жилье». Согласно Жилищному кодексу РФ от взносов освобождаются только жители официально аварийных домов или тех МКД, что оказались на участках, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Лев РЫБКИН