Свежие новости
Все новости
Пробки



Кукол дергают за нитки: воронежцам открыли секреты театра марионеток

27.05.2020, 12:06

Что общего у Венеры, Петрушки и Шекспира? Поверьте, это не просто солянка. Венера Пуговкина – кукла, принесшая славу известному советскому кукольнику Сергею Образцову. 

О проделках Петрушки всем нам известно с детства, а придумали этот персонаж бродячие актеры, устраивающие уличные кукольные представления, ориентировочно с XI века. А что касается Шекспира, то в 15 его пьесах есть упоминания о куклах и театре марионеток!

Театр кукол – один из самых сложных видов театрального искусства. Но много ли мы знаем об этом ремесле? Задались таким вопросом и артисты Воронежского государственного театра кукол «Шут» им. В. Вольховского. И во время самоизоляции решили познакомить маленьких и больших зрителей со своими коллегами-куклами, организовав в соцсетях проект «Мастер-класс – театр для вас».

Тростевая кукла

Она является разновидностью верховой куклы, получила название из-за наличия тростей, при помощи которых актер управляет ее руками. Чаще всего изображает фигурку человека, реже – животное.

– Внутри куклы, под ее одеждой (чехлом) имеется каркас в виде металлических стержней, на конце которых закреплена подвижная шайба. Крутя ее, кукольник управляет головой персонажа. Шайбы подгоняются индивидуально под артиста, который будет исполнять роль тростевого персонажа. Конструкция такой куклы обязательно должна быть твердой, – объясняет актер Владислав Ефанов.

Учебный материал тростевой куклы называется гапитом. И это просто кукла без чехла.

Тростевая кукла, в отличие от Петрушки, управляется с двух рук. Она может быть любых пропорций и размеров. Часто руки у кукол имеют сгибы во всех сочленениях, а потому они могут повторять большинство движений, свойственных человеку. Несмотря на то, что театр кукол – очень древний театральный жанр, такая кукла появилась только в советских спектаклях. Одними из первых героев, изображенных в виде тростевых кукол, были дедушка Крылов и городовой в «Каштанке». По словам артистов, тростевые куклы могут творить чудеса – у них колоссальные возможности.

– А куда смотрит такая кукла? Туда, куда смотрит ее нос, – говорит Владислав Ефанов. – А еще у тростевой куклы широкие жесты, очень многообразный их набор, это позволяет ей поддержать длинные монологи.

Перчаточная кукла

Получила свое название из-за того, что работает с помощью руки актера. Впервые была замечена на Руси у бродячих артистов, устраивающих уличные представления, – тогда все перчаточные куклы называли Петрушками. Исследования родословной этого сборного персонажа, который объединил в себе особенности национального характера – бесстрашие, справедливость, остроту языка и, конечно, веру в победу добра над злом – не велось. Официальное описание этой кукле дал немецкий ученый-исследователь Адам Олеарий только в XVII веке.

– Увидеть перчаточную куклу можно было на ярмарках и балаганах – в местах массового скопления людей. А чтобы там было хорошо слышно актеров, использовали пищики – инструмент, который закладывался за щеку и позволял издавать резкие звонкие звуки, – рассказала актриса Татьяна Ечеина.

Сейчас такие устройства оказались не нужны. В театре кукол «Шут» всего 250 мест, и артисты легко играют с помощью собственного голоса.

В театральных институтах Петрушка считается простейшей куклой, однако сразу на сценических персонажах будущих артистов не учат. Занимаются они на простейших моделях – у которых голова-шарик, ручки и тельце, без затей сшитые из обычной хлопчатобумажной ткани. В тельце находятся патронки – отверстия для пальцев кукловода.

Чуть сложнее в вождении перчаточная кукла с «секретом». Она отличается тем, что на подбородке у нее закреплена леска, которая идет через все тело, а внизу располагается колечко. Кукла начинает «говорить», когда кольцо приводит в движение ее рот.

Марионетка

Приводится в движение с помощью нитей, лески, деревянных или металлических прутьев. Подразделяются на штоковые – управляются руки, ноги и туловище; и профессиональные – управляется каждая часть тела, то есть такая кукла открывает рот, поворачивает голову и даже сгибает пальцы.

– Штоковые управляются штоками – нитями, которые продеваются в кольца на ваге. Вагой называется вся конструкция в руке кукловода для управления такой куклой. Поднимая нити, мы заставляем двигаться руки, а приводя в действие деревянное коромысло, которое находится наверху ваги, мы управляем ногами, – рассказал актер Станислав Беляев.

Водит куклу артист, стоя за ширмой и наблюдая за ней сверху.

Марионеток делают из ткани, за исключением рук и ног, которые изготавливают в основном из пластмассы или глины. Впервые появились в Египте и Древней Греции. Эта кукла получила свое название от фигурки Божьей Матери: египетские женщины, бродившие по свету, несли с собой фигурки богов на нитях. Полноценные представления с марионетками впервые стали давать в Италии в XVI веке. Затем интерес к кукле распространился на Францию, а потом на всю Европу.

Кукла-марионетка очень трудна в управлении, иногда один персонаж может управляться двадцатью нитями. Из-за этого о марионетке одно время забыли, перейдя на более простые модели. Тем не менее марионеточный театр жив до сих пор.

Светлана Дремачева, арт-директор Воронежского государственного театра «Шут» им. В. Вольховского:

– Наш новый проект «Мастер-класс – театр для вас» мы можем реализовывать, соблюдая меры предосторожности – санитарные и социального дистанцирования. Чтобы снять видео на определенную тему, в театр приходят не более трех артистов. С помощью новой придумки мы хотим поделиться со зрителями секретами нашего закулисья.

На самом деле в онлайн-формат фактически перешла наша традиционная оff-программа, когда мы рассказываем гостям театра о системе кукол, о том, как создается спектакль, как артисты работают с разными видами кукол. Обычно мы приглашаем зрителей на мастер-класс до спектакля, но сейчас, конечно, постановки у нас не идут. Тем не менее мы посчитали важным показать героев наших репертуарных спектаклей, артисты исполняют небольшие отрывки. Это может привлечь новых зрителей и порадует тех, кто очень соскучился по театру. Еще один важный момент в том, что в онлайн-проектах (а до этого мы делали «Театр дома») очень хорошо заметна работа актеров, и для себя я тоже в них кое-что открыла и буду использовать в новом сезоне.

Видео мастер-классов будут появляться каждый день, кроме субботы и воскресенья. Мы будем вести этот проект до ухода в отпуск. Вживую встретиться со своими зрителями мы сможем теперь только в сентябре.

Читайте также:
Санаторий им. Цюрупы эвакуировали в Воронежской области из-за крупного лесного пожара
Подробно


Игорь Маковский: онлайн-аудитория творческих конкурсов «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» превысила полмиллиона человек

В «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» подвели итоги и наградили победителей первого этапа корпоративных онлайн-конкурсов «Полезная изоляция».


вчера, 13:25.
Московские документалисты отсняли в Воронеже кадры для фильме о Юрии Хое

 "Хой"- так просто и ясно называется новый масштабный проект известного режиссера-документалиста, бывшего воронежского телевизионщика Павла Селина.

В прошлом году Селин порадовал зрителей (в Воронеже премьера проходила в кинотеатре "Спартак") своим серьезным, обстоятельным фильмом "Юра, музыкант", посвященным Юрию Шевчуку. И вот стартовал его новый проект о жизни и творчестве еще одного "Юры, музыканта", к тому же нашего земляка- Юрия Клинских (Хоя), лидера незабвенной группы "Сектор газа".

Кинематографисты из Москвы высадились у нас вскоре после грандиозного  ливня 1 июля, несколько смешавшего съемочные планы  - но при этом оказавшегося кстати  для интересов сюжета.

Первым принимал  гостей  заслуженный работник культуры РФ, журналист и  музыкант Альберт Попов. Его  домашний  «рок-музей» удивил столичных гостей: в свое время Попов, он же «стеб-рок-бард Красный Огурец»  почти полтора года работал в первом отделении концертов «Сектора газа» и  вел "газовскую" программу, более того, был «одноклубником»  Хоя: «Сектор газа» родился в Воронежском городском рок-клубе, базировавшемся с 1987 года в Доме культуры ТЭЦ-1(ВОГРЭС).:                           -

  -Сначала  ребята долго снимали меня и у меня дома, - рассказал Альберт Попов, - хорошо оснащенная съемочная группа, осветитель, звукооператор, режиссер-постановщик, продюсер, наконец  автор Павел  Селин. В ДК ТЭЦ-1 мне пришлось  тоже  сниматься и  играть "самого себя", то есть дворника. Предполагается эти кадры сделать  иллюстрацией  к песне Гребенщикова "Поколение дворников и сторожей». Там же и в ДК им. Ленина на следующий день снимали одного из отцов-основателей рок-клуба Евгения Куцевича, который про Хоя рассказал много неизвестного и во многом сенсационного. Надеемся, фильм "ХОЙ"при этом  будет достаточно объективен и правдив. Тем более, что не дадут соврать и оставшиеся в живых "газовцы"- барабанщик Александр Якушев, гитарист Игорь «Кущ» Кущев, клавишник  Алексей Ушаков, вокалистка Татьяна Фатеева и многие другие люди-музыканты, продюсеры. Будет много съемок в столице; в их плане стоят Артемий Троицкий, Надежда Бабкина (напомню: Хой у Троицкого в телепрограмме "Кафе "Обломов" очень душевно беседовал с Бабкиной).

Ну а в Воронеже съемки документально-музыкального фильма "ХОЙ" проходили до 6 июля, в ряде памятных мест, и конечно же, на могиле Юрия. Выяснилось: найдены уникальные видеокадры  с гражданской панихиды по Хою, проходившей в тогдашнем КЦ «Луч».

Каким же НА САМОМ ДЕЛЕ был этот разбитной, но чрезвычайно талантливый «парень из нашего города», песни которого любила и пела, любит и поет до сих пор страна. Без вымысла, сплетен и мифов. По словам Павла Селина, картина должна быть готова в ноябре текущего года.

 Ну а премьера пройдет, конечно же, и в Воронеже.

Александр БАЖЕНОВ 

 Фото предоставлены эксклюзивно для портала «Горком36» съемочной группой  документального фильма «ХОЙ».

06.07.2020 14:51.