Газета "Берег" провела исследование на волнующую в последнее время население тему - проблему безопасности лифтов.
Как сообщает печатное издание, в Воронеже в эксплуатации находится 6720 лифтов, расположенных в 1762 многоквартирных домах, – рассказывает и.о. первого заместителя главы города по городскому хозяйству Вадим Кстенин. – По результатам проведенного мониторинга технического состояния лифтового оборудования установлено, что более 2300 лифтов отработали назначенный срок службы – 25 лет. Из них в первоочередном порядке в капитальном ремонте или замене нуждаются 1577 лифтов, расположенных в 496 домах.
Понятное дело, что легко и быстро отремонтировать эти подъемники нет возможности, а точнее – средств. Чтобы избежать столичных трагедий, остается только качественно их обслуживать. И здесь сразу возникает вопрос: а кто может это сделать?
В скором времени ответ на него получить будет гораздо проще. Согласно Федеральному закону «О применении профессиональных стандартов…», принятому еще в мае 2015 г., во многих сферах деятельности вводится контроль над квалификацией сотрудников, которую они обязаны будут подтвердить с 1 июля 2016 года. И лифтовая сфера – не исключение. То есть, теперь можно будет лишь спросить сертификат, и сразу станет понятно – профессионал ли перед вами.
По новым правилам работники лифтового хозяйства (в первую очередь речь идет о монтажниках, электромеханиках и специалистах по эксплуатации лифтового оборудования управляющих компаний) не смогут осуществлять свою деятельность без свидетельства о квалификации. Также работодатели не будут иметь права принимать в штат сотрудников, чья профпригодность не подтверждена соответствующим документом.
Не все едины
В Воронеже для определения навыков сотрудников федеральные власти открыли третий в России Центр по оценке квалификаций. По мнению экспертов, подобные изменения – вынужденная и крайне необходимая мера, поскольку отсутствие надзора за квалификацией персонала в сфере вертикального транспорта уже приводит к трагедиям. К счастью, случаев с жертвами в Воронеже пока нет.
– Подтверждение квалификации специалистов лифтовой сферы необходимо, – говорит председатель Общественного совета по вопросам ЖКХ при главе города Лариса Тулинова. – На что сейчас опираются УК при выборе обслуживающей организации в этой сфере? В первую очередь, на время работы компании на этом рынке и положительные отзывы. И то, и другое не является гарантом наличия там квалифицированных кадров. А вот сертификат станет подтверждением того, что лифты не будет обслуживать дилетант.
Мнения же управляющих компаний, которым приходится иметь дело с наймом организаций по обслуживанию лифтов, разделились.
– Как и вся федеральные инициативы, эта тоже вызывает массу вопросов, – говорят в УК «Мой дом». – До сих пор непонятно, сколько будет стоить эта оценка квалификации, и кто будет за нее платить. Если сами сотрудники, то, боюсь, у нас в сфере ЖКХ может оказаться еще и нехватка специалистов, обслуживающих лифты. Перспектива не слишком обнадеживающая. Да и все ли УК найдут на это деньги? А «лифтовики»?
– Мы рады, что, наконец, ввели более жесткий контроль над этой сферой, – говорят в УК «Арка». – Раньше при выборе обслуживающей лифтовой компании приходилось действовать на свой страх и риск. Теперь нововведения помогут на самом первом этапе выявить профессионализм той или иной компании. Важно, чтобы сложный подъемный механизм в доме был безопасным для жильцов. И поэтому небольшие траты за обучение сотрудника несопоставимы с возможными рисками, когда лифт обслуживает непрофессионал.
В любом случае, ЦОК уже готовится к приему экзаменов.
– В данный момент мы ждем от руководства Национального лифтового союза последние разъяснения и уточнения по порядку нашей работы. Когда все организационные вопросы будут сняты, приступим к проведению профиспытаний, – рассказывает директор ЦОКа Александр Никулин.
С момента установки
Нововведение наведет порядок в компаниях, которые занимаются не только обслуживанием, но и установкой лифтов. Ведь, проблемы, зачастую, кроются не в неправильной эксплуатации. В новых домах лифты тоже «болеют».
– Как правило, в новостройках вскрываются нарушения по строительной части, – рассказывает главный инженер компании АДС «Лифт» Алексей Щербаков. – Лифтовое оборудование, которое приходит с завода, полностью исправно, и собрать его не так сложно. Обычно дело в кривой шахте или оформленном не по правилам машинном помещении.
Что предпринимать в таких ситуациях? Обслуживающие организации, которые знают свое дело, требуют от застройщика устранить недостатки еще на этапе приема лифта под свое «крыло».
– Требуем «обрубать» шахты, потому что из-за этой кривизны противовес может выйти из направляющих и «встретиться» с кабиной лифта, – говорит Алексей Щербаков. – И дорабатывать машинные помещения заставляем.
Вообще, по словам Алексея Игоревича, большинство воронежских застройщиков сами устанавливают лифты в свои дома. Однако есть те, кто пользуется услугами сторонних организаций. И вот здесь начинается практически игра в «угадайку». Хочется, чтобы сделали качественно и дешево, но кто на это способен?
– Только те, кто на рынке уже долгие годы, – уверяет эксперт. – Кто сумел себя хорошо зарекомендовать и не имеет нареканий со стороны обслуживающих организаций. Но услуги таких компаний нельзя назвать дешевыми. Есть же другие организации, которые в своем составе имеют только директора. И вот они – самые настоящие «коты в мешке». Потому что цены предлагают заманчивые, а потом на эти деньги нанимают неизвестно кого. О профессионализме этих сотрудников говорить не приходится.
В любом случае, в скором времени документ из ЦОКа, сможет разрешить дилемму нанимателя о квалифицированности подрядчика.
Ольга КОЗЛОВА