2024-03-19

Критики из разных стран оценили спектакли «Воронежского кейса» Платоновского фестиваля

Критики из разных стран оценили спектакли «Воронежского кейса» Платоновского фестиваля
Самые заметные премьеры уходящего театрального сезона 2020/2021 показали театры черноземной столицы на Платоновском фестивале в рамках «Воронежского кейса». Оценить их приехали известные театральные критики и организаторы фестивалей из России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Румынии, Хорватии и Эстонии. Своими мнениями относительно качества увиденных работ они поделились с руководством Платоновфеста, воронежскими театральными деятелями и журналистами.

Самые заметные премьеры уходящего театрального сезона 2020/2021 показали театры черноземной столицы на Платоновском фестивале в рамках «Воронежского кейса». Оценить их приехали известные театральные критики и организаторы фестивалей из России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Румынии, Хорватии и Эстонии. Своими мнениями относительно качества увиденных работ они поделились с руководством Платоновфеста, воронежскими театральными деятелями и журналистами.

НА ЧТО МЫ СПОСОБНЫ

Воронежская культура широко представлена на всероссийской арене: в городе ставят приглашенные режиссеры, спектакли участвуют в престижных фестивалях и получают номинации на «Золотую маску». Каждый раз театральные успехи наших театров находят отражение в медиапространстве – мы, само собой, радуемся за своих. Но вот критики и организаторы событий оценили ситуацию в воронежской культуре как неоднородную.

– После просмотра кейса складывается ощущение, что в городе есть живой Платоновский фестиваль (худрук Михаил Бычков – прим. авт.), есть Камерный театр (худрук Михаил Бычков – прим. авт.), который заметен на театральной карте страны, есть Никитинский театр, который исторически связан с Камерным (располагается в первом здании Камерного театра – прим. авт.). И есть остальное культурное поле, которое не подключается к их жизни, не включает в орбиту внимания новые театральные языки, – сказал продюсер, советник худрука Александринского театра (Санкт-Петербург), член экспертного совета «Золотой маски» Алексей Платунов. – Что театр кукол, что театр юного зрителя существуют как-то автономно, отдельно от всего, и продолжают создавать спектакли, которые делали и тридцать лет назад. А главное – публика позволяет театрам войти в некую ситуацию самоуспокоения, реагируя на увиденное стоячей овацией. Мне кажется, это большая ошибка. Непозволительно продолжать говорить старым языком, когда рядом проходит живой Платоновский фестиваль. Посмотрите, что здесь показывают, не бойтесь выходить за границы, покажите, на что вы способны, и пусть даже какое-то время ваша публика побудет в недоумении.

Художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков разъяснил экспертам, что в Воронеже не стоит уделять особое внимание стоячим овациям. Это, по его словам, добрая местная традиция: ею встречают практически любую постановку, вне зависимости от качества, так как в городе очень уважают труд актеров.

Впрочем, добавил Михаил Бычков, в XI Платоновский фестиваль дирекция постаралась включить заметные работы всех воронежских театров – в прошлом году, когда «Воронежский кейс» только придумали, к нему не присоединилось два учреждения: «Шут» из-за болезни артиста и ТЮЗ из-за отсутствия достойной работы. Дирекция Платоновфеста по этой причине инициировала проведение в ТЮЗе творческой лаборатории «Современная драматургия», в рамках которой три режиссера представили три эскиза. Один из них – «Битва по средам» – был доработан и вошел в репертуар театра. Театр оперы и балета (ТОБ), добавил Михаил Бычков, активно занимается фестивальной деятельностью и ставит экспериментальные спектакли и оперы. Так, в этот раз он занялся популяризацией оперного искусства, решив снова сделать его модным. В программу кейса вошла постановка «Свадьба Фигаро» (не удивляйтесь: режиссер – Михаил Бычков), а ранее Бычков спродюсировал проведение в ТОБ спектакля «100% Воронеж», который был номинирован на «Золотую маску».

За воронежские театры вступилась худрук международного фестиваля современного танца Dance Inversion (Москва) Ирина Черномурова, заметив, что если спектакли не соответствуют актуальным трендам, то они необязательно плохие, неинтересные и несовременные.

– Театры решают каждо­дневные задачи, которые не всегда совпадают с фестивальными. Фестивальное явление часто живет недолго, а репертуарная постановка – это продукт во времени, – пояснила эксперт.

СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ

На замечания критиков отреагировали арт-директор театра кукол «Шут» Светлана Дремачева и художественный руководитель Театра оперы и балета Александр Литягин. Дремачева акцентировала внимание, пожалуй, на главной проблеме своего театра – его воспринимают исключительно детским и подростковым, поэтому выбран курс на постановку спектаклей для взрослых: для этого есть силы, возможности и желание.

Александр Литягин поведал о масштабной фестивальной работе театра.

– Первый созданный мной фестиваль с советским названием «Воронежские звезды мирового балета» задумывался для того, чтобы заставить нашу труппу включиться в нормальную работу, понудить артистов следить за тем, что происходит в искусстве. Я решил показать им, чего добились их же коллеги, однокашники, которые пробились в лучшие федеральные театры. Сначала местные танцовщики возмущались: мол, зачем приглашать москвичей и платить им гонорары, когда мы сами тут премьеры и солисты. Но это обычная провинциальная история. За шесть лет наш фестиваль прошел все стадии развития, и дуэт солистов из Воронежа стал лауреатом телепроекта «Большой балет». На этом я решил закончить эту фестивальную историю и начать новую. Я устал от того, что театр все время зарабатывает деньги на «Лебедином озере» и «Спящей красавице», пока закрыл для себя вопрос с фестивальными проектами на классическом репертуаре. Мы переключились с классики на современность и затеяли «RE:форму танца», также начав ее реализовывать при нулевом бюджете. Зовем современных режиссеров, чтобы они делали постановки с нашими артистами, хотя это не вызывает большого ажиотажа у нашей публики. Я делаю это для того, чтобы труппа развивалась, работала оперативно и эффективно. И прогресс есть. С оперной труппой намерен проводить аналогичную работу. Мне кажутся важными такие вещи, как фестивальное взаимодействие и здоровая конкуренция.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ