На прошлой неделе в Воронеже побывала легенда мировой сцены – Крис Норман. Британский музыкант решил посетить столицу Черноземья первой, концерты в Москве и Питере состоялись уже после визита в Воронеж. Со сцены Event-Hall Сити-парка «Град» Норман исполнил все лучшее, что было им записано за долгую творческую деятельность (Stumblin In, Midnight Lady и др.), а также представил на суд воронежской публики песни с выпущенной в мае новой пластинки Don't Knock The Rock, сингл с которой – Sun Is Rising – стал хитом этого лета.
Крис зажигал, как в молодые годы, а публика охотно подхватывала такт любимых мелодий, и вскоре зрители уже еле сдерживали себя, чтобы усидеть на месте. Жизнерадостные, хулиганские, романтичные – Норман выдавал песни из «копилки» на любой вкус. Поклонники из других городов (конечно, таких было немало, ведь тур мировой звезды по России – это действительно событие!) писали на табличках признания в любви своему кумиру и неустанно размахивали ими над головой.
«Раньше я любил погулять, но это в прошлом!»
Кстати, 25 октября Норман отмечает свой день рождения – музыканту исполнится 66 лет. На пресс-конференции, которую он решил провести для воронежских журналистов накануне концерта, вечером, Крис признался, что свой 60-летний юбилей он отмечал в России. "С 24 лет мой день рождения всегда выпадает на гастрольный тур. То я в Финляндии, то в Германии, то в Лос-Анджелесе… Довелось отпраздновать и в России. Тогда я из Сибири ехал в Москву, и в поезд мне доставили огромный торт и шампанское. Мы с музыкантами ехали и праздновали. Но вообще я уже давно не отмечаю это событие, просто игнорирую его. В молодости я любил погулять, но давно уже успокоился и теперь не люблю шумные компании. Хотя друзья и поклонники, конечно, не забывают обо мне и всегда присылают поздравления".
Крис рассказал, что за всю свою творческую карьеру каких только подарков не получал от поклонников! «Было много каких-то странных вещей, присылали даже женские трусики...», – смеется музыкант.
Вообще Норман пребывал в отличном расположении духа, много шутил и рассказывал забавные истории. К примеру, о том, как купил дочке русскую матрешку... в Англии. «Когда я впервые поехал с гастролями в Россию, Шэрон попросила меня привезти ей матрешку. Я пообещал, но так закрутился, что совсем забыл о просьбе дочери. Первое сообщение, которое получил, приехав в Англию, было от нее. «Папа, ты купил мне матрешку?» Мне было жутко неудобно, но я выкрутился – поехал и купил матрешку в русском магазине, который есть в Лондоне. Самую настоящую матрешку, привезенную из России. Дочь об этой проделке до сих пор ничего не знает! Сейчас я уже ничего не покупаю, когда приезжаю в Россию, а поначалу было интересно. С первых гастролей я привез сразу три самовара! Они до сих пор у меня дома стоят!»
«Всегда поражаюсь, когда дети слушают мою музыку!»
Крис отметил, что в Воронеже погода очень похожа на лондонскую, но о том, чтобы жить в России – он не задумывался. Да и зачем? Музыканту прекрасно живется на уединенном острове Мэн, который расположен примерно на одинаковом расстоянии от Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса. Журналисты, естественно, поинтересовались, что подвигло музыканта к уединению. «Остров Мэн – безопасное место. Там очень тихо, практически нет преступности... Это особенно важно, когда у тебя маленькие дети. Это хорошее место для жизни. Для жителей острова очень низкие налоги, и это тоже немаловажно. Но мы с женой Линдой часто путешествуем, я бываю в своем родном крае Йоркшире…», – поведал Крис.
– В России существуют льготы для многодетных семей. Когда ваши дети были маленькими, пользовались ли вы какими-то привилегиями от Великобритании? Вы ведь входите в мировую пятерку музыкантов-отцов…
– Да? Я и не знал об этом звании… Что касается льгот, то не думаю. Наверное, должны были быть какие-то выплаты, льготы. Возможно, моя жена Линда об этом знает.
– Все ваши дети – музыканты. Чье творчество вам ближе всего по духу?
– Это очень сложный вопрос. Они все любят разную музыку. Хотя есть и что-то общее. Как и мне, им нравится "Битлз", Том Петти. Майкл и Стивен могут даже «Аббу» послушать, а дочь любит что-то более хит-парадное. В пристрастиях моих детей и я могу найти понемногу того, что мне нравится.
– А ваши песни они слушают?
– Не-е-ет! Ну если только совсем чуть-чуть… Но мне не обидно. Меня, наоборот, удивляет, как они вообще это слушают. Если я прохожу мимо их комнаты и слышу, как они что-то играют из моей музыки, я каждый раз удивляюсь. Вообще, разные предпочтения в музыке – это естественно. Они ведь моложе… Когда мои родители слушали Фрэнка Синатру, мои мысли были о другой музыке. Сейчас мне это тоже интересно, в ретроспективе. На предпочтения в музыке влияет возрастной фактор.
– У вас пятеро внуков. Хватает времени заниматься внуками?
– Внуки еще очень маленькие, если не считать детей Шэрон – те чуть постарше. Пока я не знаю, как к ним подступиться. В таком возрасте дети нуждаются в женском внимании. Когда подрастут, обязательно займусь ими. Только вот они далеко от меня живут, я не могу их часто видеть.
«Только сейчас я начал жалеть о том, что не уехал в Америку со Сьюзи Кватро»
Поговорили мы и о музыке, о том, что легенду мировой музыки вдохновляет… «Начинал я с рок-н-ролла. Слушал Элвиса Пресли, Party & Holly, чуть позже перешел на «Битлз». Мне нравилось много групп из 60-х годов. Хотя и сейчас есть много интересных исполнителей – Edward Sheeran, например. Думаю, что Эда Ширана, Адель, Леди Гагу будут слушать и через 50 лет. Быстрее всего забываются участники различных музыкальных шоу, таких как «Х-фактор». Год-два эти люди везде мелькают, светятся, а потом приходят ребята со следующей волны, и предыдущую волну смывают. А такие ребята, как Эд Ширан, не стоят на месте – они продолжают развиваться, и таким образом они остаются на слуху у широкой публики.
А вот русских музыкантов я не слушаю, потому что поп-музыка пришла из Америки. В Германию, Россию, страны континентальной Европы вся музыка идет из США или Великобритании. Мы в Великобритании воспринимаем всю музыку исключительно из США. У нас нет какого-то музыкального обмена с континентальной Европой и другими странами. Такая вот ситуация... Почему русские исполнители практически не известны на Западе? Проблема в языке! Например, если вы хотите, чтобы ваша песня звучала на радиостанции Великобритании, она обязательно должна быть на английском языке. Это касается не только российской музыки. Итальянскую, немецкую, шведскую музыку мы тоже не слушаем, она для нас закрыта. Правда, какие-то иностранцы могут стать популярными в Америке или Великобритании, как, например, произошло с группой «ABBA». Но все их песни были на английском! Это, поверьте, единственный путь.
– Знаменитую песню Stamblin' In, которую вы исполняли с Suzi Quatro, вы потом исполняли с разными певицами, в том числе с Наташей Королевой.
– А потом снова с Сьюзи Кватро... Пять-шесть лет назад мы ездили с ней по летним фестивалям Скандинавии, и если пересекались на одной сцене, мы обязательно пели эту песню!
– Вы не планировали еще с кем-то записать дуэты?
– Нет. Я не думаю об этом как о планах. Если что-то и произойдет – то спонтанно. Дуэт со Сьюзи, кстати, тоже не был запланирован. Кто-то нам предложил записать, мы и согласились.
– Вы никогда не жалели о том, что отказались от предложения продолжать карьеру в Америке вместе со Сьюзи Кватро?
– Когда в 1979 году мы с ней записали дуэт Stamblin' In, нас обоих стали постоянно приглашать выступить на главных телеканалах США. И это стало для меня проблемой, потому что к тому времени я уже был пресыщен гастролями, я устал… На тот момент я без перерыва гастролировал 10 лет и уже решил прекратить выступления и походы на телевидение. На семь лет – до 1986 года – я взял тайм-аут. Это время я посвятил воспитанию детей. Я просто не хотел выступать. Сьюзи до сих пор думает, что я неправильно поступил. Каждый раз, когда мы с ней встречаемся, она говорит, как я был неправ, что не поехал в Америку. Сейчас я снова получаю удовлетворение от выступлений. И сегодня, спустя столько лет, думаю, что действительно нужно было уехать в Америку. Но в то время у меня были другие мысли… Я не думал о карьере. И вообще, в своей жизни я всегда в первую очередь руководствовался чувствами.