2024-09-27

Космос ближе, чем кажется: под Воронежем построят частный космический завод

Новость, которую сообщил канал «Россия 1», поначалу показалась нам фейком: под Воронежем построят частный космический завод.



Новость, которую сообщил канал «Россия 1», поначалу показалась нам фейком: под Воронежем построят частный космический завод. В столице Черноземья плохо верят даже в такие приземленные материи, как воронежское метро, а тут кто-то берется открыть нам новые космические дали – да еще в неведомом для России формате частного ракетостроения.

Но официальная информация из воронежского регионального правительства и общение с руководством белгородского ООО «НСТР Космические системы» убедило нас в том, что все серьезно. И показалось не случайным, что сообщение о новом проекте день в день совпало с принятием областной Думой новых налоговых льгот «для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств».

«Благоприятный инвестиционный климат», «оперативную и всестороннюю поддержку нашего начинания со стороны властей», – первое, что отметил директор НСТР Виктор Черников в официальных сообщениях о старте проекта. Вскользь также говорилось, что компания «НСТР Космические системы» рассматривала варианты размещения завода в Московской и Калужской областях – а они, на минуточку, считаются лучшими инвестплощадками России.

Но в Воронеже инициаторы увидели также «доступ к квалифицированной рабочей силе».

Сказать, что проект рождается на пустом месте, нельзя. Современные технологии развились к сегодняшнему дню достаточно, чтобы открыть дорогу в космос даже не самому крупному бизнесу. В Сколково три предприятия уже разрабатывают малые космические аппараты – тем самым освобождая Роскосмос от выполнения мелких заказов. Вроде бы реализуется крайне привлекательная идея симбиоза большого и малого бизнеса в сфере высоких технологий. Но на деле пока чаще получается, что наноспутники «путаются под ногами» у больших проектов. Их приходится привязывать к запускам стандартных ракет – и «малые» ожидают своей очереди месяцами, что не очень удобно заказчикам.

Поэтому главная идея НСТР – под малые спутники делать малые ракеты с малыми двигателями. Но – с большой эффективностью. Год назад компания провела успешные испытания жидкостного ракетного двигателя тягой 85 кгс на топливной паре «закись азот-керосин». Об этом свидетельствуют первые видеоотчеты компании на ее сайте. Таким образом, НСТР стала первой частной организацией в России, овладевшей технологией создания ЖРД.

В Воронеже, отметим, она будет по общему счету третьей – после государственных КБХА и мехзавода, что позволит говорить о полноценном космостроительном кластере.

Малые спутниковые производства в Сколково работают при поддержке государства. НСТР заявляет только об инвестициях российского бизнес-ангела из Швейцарии Бориса Жилина. Обычно «ангелы» не поддерживают стартапы в таких масштабах: уже к концу 2017 года бюджет проекта должен составить около 100 млн руб., а общий объем инвестиций – 500 млн руб. в течение 5-7 лет.

«Вы представляете, насколько нужно быть не в себе, чтобы самому в Белгороде попытаться создать частную космическую компанию?!» – отвечает на подобные сомнения Черников, эмоционально намекая: деньги, можно не сомневаться, будут, просто не всем нужно знать – из каких источников.

На традиционных воронежских «космоверфях» затруднились прокомментировать эту информацию.

Александр САУБАНОВ

Разбор будущих полетов

Виктор ЧЕРНИКОВ, управляющий директор ГК НСТР:

– Построить частную космическую компанию – задача сложная, но выполнимая. Команда группы компаний НСТР – это настоящие профессионалы, поддерживать которых есть смысл инвестору. Емкость мирового рынка запусков легких космических аппаратов составляет около $36 млрд в год. При этом новозеландская компания – на нем всего один игрок, и не самый удачливый. Возможно, сегодняшняя новость для воронежцев сюрприз, но это приятный сюрприз для всех, кому не безразличен российский космос.

Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ, генеральный конструктор НСТР:

– Перед нами не стоит цель разработать принципиально новые технологии, главная задача – удешевить их. Коммерческое ракетостроение должно предлагать покупателю более доступный продукт, чем конкуренты. А технологии известны, в том числе воронежским инженерам. Надеюсь, они со временем к нам тоже придут. Уже второй наш двигатель будет использован непосредственно на ракете. На первом этапе предприятие будет выпускать метеорологические ракеты, способные нести до 3 кг научного оборудования. В дальнейшем ракеты смогут выводить на орбиту спутники массой 1-10 кг.