Свежие новости
Все новости
Пробки



Концентрация правды: заметки о Воронеже, русских и поляках вне политики из музея концлагеря «Аушвиц-Биркенау»

18.10.2017, 12:32

Первые русские XXI века

Воронеж пока остается единственным городом на карте России, с которым у польского государственного музея Аушвиц-Биркенау налажено многолетнее сотрудничество. Региональный центр устной истории, ныне Научно-образовательный центр устной истории, действующий на базе Воронежского института высоких технологий, начал отправлять преподавателей, ученых, студентов на образовательные семинары и волонтерскую работу во всемирно известный музей в 2005 году. И это были первые русские в Аушвице после распада СССР. С тех пор каждый год поляки – сотрудники музея с нетерпением ждут воронежцев, потому что эти контакты ломают все стереотипы в напряженных отношениях между Россией и Польшей.

В конце сентября в очередном научно-образовательном семинаре по приглашению польского Государственного музея участвовал журналист «Горкома36». Он собрал сведения о погибших в Освенциме воронежцах, которые у себя на родине до сих пор считаются пропавшими без вести, и познакомился с рядовыми поляками вне политики.

Аушвиц – не Освенцим!

20170925_095753.jpg

Называть в Польше самый страшный за историю человечества лагерь смерти Освенцимом считается некорректным. Освенцим – это старинный и очень уютный польский город с 40 тысячами жителей. В 1940 году на его окраине нацистская Германия организовала комплекс концентрационных лагерей уничтожения людей в промышленных объемах «Аушвиц-Биркенау». 27 января 1945 года он был освобожден Красной Армией. Наверное, уже никогда не удастся узнать точное количество здесь погибших – по разным сведениям, от полутора до четырех миллионов, подавляющее большинство из которых составляли европейские евреи. Другие крупные группы жертв – цыгане, польская интеллигенция, духовенство и «политические». А также около 15 тысяч советских военнопленных, которые строили бараки самого крупного лагеря Аушвиц-2, или Биркенау. Именно на красноармейцах здесь впервые был испытан газ «Циклон», с расчетом его оптимально экономного количества для умерщвления в газовых камерах.

«Сгусток мироздания»

Ни одной газеты не хватит для рассказа об этой индустрии смерти. Большинство сведений сейчас есть в открытых источниках. А еще лучше – постараться сюда приехать самому. С каждым годом туристов здесь становится все больше. Но вот россиян, не считая воронежцев, – по-прежнему мало, практически нет. Между тем погружение в пространство мемориала  мощная психотерапия освобождения. Изнутри концлагерь Аушвиц-Биркенау оказался концентрацией правды, и не только периода военных экстремальных условий.

20170926_123544.jpg Здесь было все, потому что концлагерь – это такой сгусток мироздания, концентрация характеров, судеб, национальных культур и глубинное прояснение самых расхожих вещей,  рассказывает на топкой лесной дороге из Аушвица-1 в Биркенау сотрудник музея Мария Вуйцик.

По воспоминаниям бывших узников, птицы над Биркенау не летали, а звери ушли из этих богатых лесных мест. Может быть – не выдержав такой концентрации смерти под небесами. Крематории давали сбой, не справляясь с количеством загружаемых тел. Но взрослые узники разрисовывали стену в детском бараке жанровыми сценками из школьной жизни. А греческие евреи даже сами покупали билеты до Освенцима. Они верили, что едут на новое поселение в соответствии с требованием военного времени. Люди продолжали верить в добро. Благодаря этой вере польский католический священник Максимилиан Кольбе две недели умирал в карцере лагеря Аушвица-1, без еды и воды, сознательно выбрав такую участь в обмен на жизнь другого узника.

По словам Марии, нацистская система уничтожения была организована безупречно. В «предбаннике» газовых камер  лавочки, вешалки, на которых предписывалось оставить свои вещи, чтобы потом их забрать… Паника начиналась только в самой газкамере, и это тоже было технологически оптимально, потому что для людей в таком состоянии требовалось меньше газа для их умерщвления.

«Эти советские мальчики»

По дороге в Биркенау мы пришли к мемориалу советским воинам. Красная Армия шла сюда со стороны Кракова. Это не единственная могила советских воинов в городе Освенциме. По заверению Марии, все они «блестят».

20170926_091911.jpg– 1 и 2 ноября у католиков День всех святых, и я хожу на кладбище, ухаживаю за могилой свекрови. И обязательно убираю могилы, где лежат все эти советские мальчики, давшие всем нам свободу. И это делают поляки всех возрастов, по собственной воле. Здесь на советских могилах всегда цветы и свечи. А то, что где-то разрушили советские памятники – это, знаете ли, политика, и первый звоночек прозвучал еще в 80-х годах, сразу после начала «перестройки». Тогда в Польше была предпринята попытка демонтажа одного советского памятника. Но рядовые поляки очень чтят советских воинов,  говорит Мария.

Оказалось, что с Воронежем связана судьба одного из немногих выживших узников. Хенрик Мандельбаум в составе зондер-команды работал в самом пекле конвейера смерти  отправлял трупы из газовых камер в печи. Он был из тех, кто поднял восстание зондер-команды в лагере с разрушением одного из крематориев и кто поведал миру правду. В 2005 году на встрече в Музее с первыми воронежцами – студентами и аспирантами 80-летний Хенрик неожиданно встал и поклонился им в пояс.

– Он сказал нам: «Красноармеец, с которым я заговорил во время нашего освобождения, был из Воронежа. Передайте мой поклон своим бабушкам. Их подвиг ожидания мужей сопоставим с подвигом нашего освобождения»,  вспоминает руководитель Центра устной истории Наталья Тимофеева.

Шкатулка из Волгограда

Мандельбаум умер 10 лет назад. Книга о его судьбе переведена на многие языки. Ее автор – польский историк, исследователь газовых камер, научный сотрудник музея Игорь Бартосик.

20170927_104808.jpg Мандельбаум стал для меня вторым отцом. Каждый день за минувшие десять лет я хочу снять трубку и ему позвонить. В нашей семье никогда не ставили под сомнение роль Красной Армии в этой страшной войне. Мой дедушка видел, как пришли русские и освободили наши города и села. Потом, после посещения Волгограда, он привез оттуда шкатулку с землей. Для него она была священна, потому что там решилась судьба всего мира, моего народа и моей семьи. Для всех нас советские воины – наши освободители, и я ничего не хочу менять в своем сознании! И таких поляков, как я, – большинство. Но мы не выступаем по телевизору, потому что мы вне политики. Я все больше убеждаюсь, что нормальный мир сейчас находится на Востоке,  отметил в беседе с «Горкомом36» Игорь Бартосик.

Не пропавшие без вести

По просьбе «Горкома36» заведующая архивным отделом Кристина Лесняк передала редакции сохраненные сведения о погибших здесь воронежцах – в основном военнопленных:

Иван Тарасенко, 5.1.1910 года рождения, г. Воронеж, был доставлен в концлагерь Аушвиц 5.2.1943 г. групповым эшелоном. В лагере ему был присвоен номер 100469. 14.9.1944 г. его перенесли в концлагерь Флоссенбюрг.

Иван Литвинов, 1914 года рождения, г. Воронеж, был доставлен в концлагерь Аушвиц в октябре 1941 г. В лагере зарегистрирован как советский военнопленный RKG-5954. 15.11.1941 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Юрченко (имя отсутствует), 25.9.1908 года рождения, г. Воронеж, был доставлен в концлагерь Аушвиц в октябре 1941 г. В лагере зарегистрирован как советский военнопленный RKG-5327. 29.10.1941 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Т. Чебикин, 20.3.1920 года рождения, г. Воронеж, зарегистрирован как советский военнопленный RGK-10607. 19.10.1943 г. по приказу политического отдела в лагере был помещен в бункере блока 11. Вследствие отбора, проведенного в бункерах блока 11, 9.11.1943 г. был расстрелян в лагере Биркенау.

Евгений Дессернико, 23.7.1923 года рождения, г. Воронеж, дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 7.9.1942 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Евгений Болдырев, 11.6.1925 года рождения, г. Воронеж, проживал до ареста: Воронеж, ул. Смоленская, 18; дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 15.2.1943 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Иван Александров, 28.2.1922 года рождения, г. Воронеж, проживал до ареста: Воронеж, Пролетарский переулок, 27; дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 14.5.1943 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Митрофан Василиев, 13.9.1909 года рождения, г. Воронеж, проживал до ареста: Воронеж, ул. Плехановская, 69; дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 15.12.1943 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Владимир Колосов, 5.2.1920 года рождения, г. Воронеж, проживал до ареста: Воронеж, Шостка; дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 28.12.1943 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

Нина Менялова, 25.12.1925 года рождения, дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 27.12.1943 г. была зафиксирована ее смерть в лагере.

Алексей Баев, 20.4.1906 года рождения, проживал до ареста: Воронеж, Рабочий городок, 46; дата прибытия в лагерь и лагерный номер отсутствуют; 3.12.1943 г. была зафиксирована его смерть в лагере.

 Это лишь часть документов, относящихся ко времени существования лагеря. Их анализ позволяет только частично восстановить судьбу узников концлагеря Аушвиц. В заключительный период действия лагеря по приказу руководства СС было уничтожено большинство лагерной документации, чтобы скрыть масштабы преступления и осложнить процесс привлечения к уголовной ответственности виновных в преступлениях эсесовцев,  отметила «Горкому36» Кристина Лесняк.

Автор: Ольга Бренер
Смотреть все статьи
Читайте также:
Главный воронежский психиатр: «Соцсети выявили психологический эксгибиционизм человека»
Подробно
Фотограф: