2024-11-22

Комики рассказали, почему воронежский юмор остается «коротким метром» и теряет профессионалов

Комедия разного жанра переживает бум развития по всему миру: стендап называют рупором современности, который честно говорит о любых проблемах общества; а импровизация, растиражированная каналом ТНТ, появляется даже в списках любителей настольных игр. Да вот только к подъему юмора на новый уровень в Воронеже это не приводит: в том смысле, что основной профессией он становится для единиц.

Комедия разного жанра переживает бум развития по всему миру: стендап называют рупором современности, который честно говорит о любых проблемах общества; а импровизация, растиражированная каналом ТНТ, появляется даже в списках любителей настольных игр. Да вот только к подъему юмора на новый уровень в Воронеже это не приводит: в том смысле, что основной профессией он становится для единиц.

«Уехали все, с кем я начинал»

Шамаев.jpgТем, кто хотя бы однажды посещал местный stand-up-концерт, имя Дмитрия Шамаева может быть знакомо: он не только выходит на сцену с шутками, но и является главным организатором этих вечеров уже на протяжении пяти лет – видел, как зарождалась воронежская комедия, расцветала и затухала, а потом – все заново: первые успешные «ласточки» упорхнули в столицу, и год за годом за ними следует очередная партия «оперившихся» комиков.

Воронежский юмор славится кадрами на всю страну: популярности добились, например, Руслан Белый, Юлия Ахмедова, Антон Шастун – участники разных юмористических проектов на телевидении и авторы собственных шоу. В Москву в разное время перебрались также комики Александр Долгополов, Игорь Тарлецкий, импровизатор Дмитрий Журавлев.

– Уехали все, с кем я начинал, – говорит Шамаев. – Часто приходится начинать все с начала, в стендап приходят новые ребята, и он меняется. Я заметил, что ребята все чаще делают комедию больше из своих внутренних ощущений. Их комедия сложнее и лучше, чем была у нас в 2016-17 годах. Стендап в целом развивается, стало больше комедии в интернете, и у ребят другой уровень только уже за счет насмотренности. Стало меньше комедии наблюдений, почти нет юмора про отношения. Ребята пытаются развивать тему и извлекать из нее юмор за счет мыслей, боли, переживаний, а не пытаются механически генерировать шутки по классическим схемам. Но сделать так, чтобы ребята оставались в Воронеже нельзя.

«Боюсь, что перестану получать удовольствие»

Кукуев.jpgИ это при том, что обучающих мероприятий для комиков и импровизаторов в городе делают немало. Для стендаперов лучший учитель – практика, которую можно получить на открытых микрофонах (просто следи за соцсетями Шамаева и будешь в курсе), а импровизаторов юмору без сценария обучают в «Школе импровизации». К тому же недавно участник коллектива «Некукольный театр» Игорь Кукуев объявил о старте курса по длинной форме импровизации. Игорь предпринимает все шаги, которые превращают увлечение в специализацию – например, навыку длинной импровизации он обучался в Москве, но по-прежнему решает для себя зарабатывать другим: он создает сайты и занимается SMM-продвижением.

– Когда-то меня посещала мысль о том, чтобы начать зарабатывать именно импровизацией, оставив основную работу. Но я опасаюсь, что, если хобби превращу в основной заработок, перестану получать от него удовольствие. Юмор для меня – одна из форм передышки от загруженности и рутины, он помогает мне пережить какие-то жизненные обстоятельства. К тому же мы получаем совершенно другую энергетику, когда отдаем что-то бесплатно, – говорит Игорь. – Пока на курс записались всего семь человек, причем половина тех, кто уже знаком с тем, что представляют собой выступления без заготовок: а это по сути наша жизнь, перенесенная на сцену, когда случается много всего незапланированно, и ты должен быть гибким. Спрос оказался небольшой, тогда как в Европе, например, очень много импровизационных кружков, которые даже устраивают тематические дни – сегодня там могут рассуждать о феминизме, а завтра о толерантности.

– Почему у нас этого нет?

– А надо? (смеется) На самом деле форма длинной импровизации только начинает набирать обороты, многим этот жанр знаком только по шоу «Импровизация» на ТНТ, но она намного глубже, чем кажется. На ТНТ – это короткие зарисовки, которые показывают актеры. Эта история началась в Воронеже с команды «Спорный вопрос», собственно ребята из нее сейчас и играют на телевидении. Развитие жанра идет постепенно, и, наверное, Воронеж не готов пока к тематическим дням. В длинной импровизации сценки играются от получаса и больше, при этом зритель может вкидывать на протяжении действа слова, несвязанные между собой, которые должны превратиться в историю с логичным сюжетом. Это не про юмор даже, хотя и про него тоже, а больше про существование в заданных обстоятельствах. Как мини-спектакль, только нет времени что-то придумывать, надо выдать что-то здесь и сейчас. А здесь и сейчас у нас есть только личный опыт. Но это очень прокачивает, ты получаешь для себя разные скилы. В Москве на учебе мы начали от слова «топор», а пришли к любовной истории, когда есть некие квест-комнаты, которые объединяют сердца.

«Не хватает конкуренции и мотивации»

Среди причин, почему, комедия и импровизация развиваются в Воронеже вполнакала, часто называют не раскрепощенного зрителя и социально-экономические условия города. Воронежу попросту нечего противопоставить Москве. Со слов организаторов выступлений, даже в лучшие – доковидные времена – комики могли выступить максимум 8-10 раз в неделю, тогда как в Москве можно это делать до 6 раз за день (в столице пять стендап-клубов, куда приходит разная публика, и ты можешь бесконечное множество раз проверять свой материал). Более того, в столице больше платных мероприятий, куда могут пригласить артиста.

– В Москве больше возможностей, и это не секрет. Например, на мероприятиях ты можешь видеть, как выступают крутые комики и учиться у них. И там, что самое важное, раскрепощенный зритель. Он легче расстается с деньгами и более восприимчив к мыслям и темам, – говорит Дмитрий Шамаев. – В нашем же городе нельзя профессионально заниматься комедией. В том плане, если мы под «профессионально» понимаем возможность делать что-то настолько хорошо, чтобы этим зарабатывать. И дело тут в самом Воронеже. В его экономическом и социальном уровне. Нет прослойки людей, которая готова ходить на концерты часто и за деньги. Есть те, кто хочет часто и бесплатно. Это студенты. Они достаточно раскрепощены как зрители, то есть восприимчивы к сложным или спорным темам, какой-то боли личностной, смелым размышлениям. На них приятно выступать. Но они студенты и у них нет денег. А есть взрослый зритель – от 30 и старше, он готовы отдавать деньги за билет, но очень смущается, когда им даешь что-то сложное. Заходят преимущественно темы про отношения и секс: такой формат «Камеди» нулевых. А еще много тех, кто в принципе не доверяет уровню воронежской комедии.

На деле получается так, что Воронеж – альма-матер, выпускающий ребят в вольное плавание, туда, где с набором полученных знаний и навыков можно становиться профессионалом и работать только в комедии, а не совмещать с чем-то еще (для Воронежа это обычная история – И.Л.).

Настя.jpgНастя Веневитина успешно выступала в Воронеже и пробовала свои силы в телевизионных проектах. Можно сказать, жила на два города, в итоге – почти выиграла пятый сезон шоу «Открытый микрофон» на ТНТ и получила приглашение по работе с переездом в Москву. Воронежский стендап снова остался без «звездочки».

– В Воронеже есть все, для того, чтобы начать и вырасти как комик: площадки для выступлений, тусовка комиков, близость Москвы (и перспектив, соответственно). Но не хватает конкуренции и мотивации. В Воронеже практически невозможно зарабатывать на юморе, потому что люди не готовы идти на концерты местных комиков за билет в 300-500 рублей. И из-за того, что Москва рядом, хорошие комики постоянно уезжают, уровень комедии в регионе сразу падает, приходится начинать с начала, – объясняет Настя.

«Нужно быть сумасшедшим»

Popov.jpgАлексей Попов – кавээнщик, нынешний импровизатор и иногда пишет шутки для ютуб-проектов и выступает на открытом микрофоне. Улыбается, говоря о том, что у него даже были три секунды на ТНТ – прошел отборочные испытания, но в передачу уже не попал: тогда он занимался стендапом всего неделю. На самом деле весьма солидная и разносторонняя «юмор-биография» у Алексея, но опять же она не сделала комедию профессией: он программист.

– Когда я начинал, у меня был жуткий недосып. Я вставал в шесть утра, ехал на работу, оттуда сразу – на репетицию. Да и сейчас это занимает очень много свободного времени: по выходным большая четырехчасовая репетиция. У меня был опыт, когда я работал на удаленке автором на Москву, но «поймать» такую работу на постоянку – большая удача. В Воронеже, как правило, юмористы – это свадебные ведущие. Если они хотят зарабатывать, приходится организовывать торжества, бывает, что получается найти разовую подработку автором шуток, но это случайные деньги. И у меня есть подобная проблема – я не готов к смене деятельности. Я программист, у меня высокая зарплата, и, если я буду переходить в юмор, мои доходы снизятся в Воронеже раза в три. А когда тебе скоро 30, чтобы решиться на такое, надо быть немного сумасшедшим, – считает Алексей. – Люди, которые выступают без подготовки, и те, кто пишет для себя шутки, в какой-то степени два враждующих между собой лагеря. Ну, есть такое. Но я спокойно отношусь и к тем, и к другим, потому что я и там, и там побывал. Есть разные способы монетизировать свое творчество. Самый простой – выбираешь проект и пытаешься в него пробиться, кого-то берут в штат какого-то продакшена. Сейчас проектов становится много, и это проще делать. Второй путь блогерский, когда ты выкладываешь свой юмор на ютуб или другими способами зарабатываешь аудиторию и начинаешь ее монетизировать. Так открылся стендап-клуб в Москве. Когда все зарождалось, «Спорному вопросу» получилось выстрелить своим проектом, который заметили. И это еще один путь. Можно выступать – и тебя рано или поздно заметят. Поэтому, я думаю, что медленно, но двигаюсь в сторону своего «приоритета».

Засульская.jpgА кто-то устает. Или находит другой приоритет. Подающая надежды комик Алена Засульская, которую мы также видели в телепроектах, отказалась от желания становиться юмористом. Сейчас девушка занимается написанием картин, какое-то время развивала собственный бизнес.

– В какой-то момент я поняла, что комедия, которую я делаю, не нравится мне самой. Выходило что-то, как мне казалось, посредственное. А я из тех людей, которые скорее откажутся что-то делать, нежели будут делать это средне. Я максималист: либо все, либо ничего. В конце концов я перестала выступать и нашла другой род занятий. Но, может быть, если бы я переборола себя на этом этапе, приложила усилия, я бы продолжила развиваться в юморе, но я решила, что нет, это все, – говорит Алена. – Но я уходила в никуда, год просидела дома, прежде, чем заняться чем-то новым. Просто я поняла уровень. Это когда ты, обычный воронежский повар, пробуешь блюдо от шеф-повара со звездой «Мишлен» и понимаешь, что никогда так не сможешь…

– И часто комики занимаются посредственной комедией?

– В этом нет ничего плохого. Есть смешно, а есть не смешно. Да, комики часто делают среднюю комедию, но мне же просто хотелось какой-то индивидуальности. Думаю, что той комедией, которая у меня была, я бы могла зарабатывать, просто мне этого не захотелось (Алена не исключает, что вернется в стендап – И.Л.).

Нужно концептуальное место?

Как развивать, чтобы кадры не уходили и не перегорали, главный вопрос.

– В США импровизация начала развиваться 50-60 лет назад, а мы прошли всего десять. Я считаю, что только в 2009 году начался процесс становления коллективов, думаю, что мы придем к этапу качественного развития, – уверен Игорь Кукуев.

– Чтобы понять, какой будет импровизация через десять лет в России, в Воронеже, надо посмотреть на путь развития стендапа: сейчас это очень популярное направление в юморе. С импровизацией станет также. И постепенно мы придем к тому, что она из короткой формы превратиться в полновесный жанр, будет больше длинной формы. Это когда нет определенного формата, который помогает нашучивать – по типу миниатюр «Меняй», и смешно выходит от того, что ты мучаешься. Длинная форма – это комедия положений, в которую «встроен» придуманный тобой персонаж, и вы командой существуете в этом, – уверен Алексей Попов.

 Но есть ли на что смотреть?

– Воронежу нужно уникальное концептуальное место, куда могут прийти горожане и посмеяться над живой комедией от стендап-комиков (Воронежа и Москвы) и импров-коллективов. Комедийный клуб мог бы стать уникальным предложением, пространством, которое будет сочетать в себе разные комедийные форматы: стендап, импровизацию, комедийную миниатюру, talk шоу и late-night show. Учитывая, как развивается комедия, городу нужно уникальное комедийное заведение, – считает Дмитрий Шамаев. Он разработал концепцию такого учреждения. – Если найдется инвестор, который готов открыть комедийный клуб, тогда можно будет вывести комедию на новый уровень в Воронеже. Тогда консолидация аудитории вокруг клуба пошла бы быстрей. У нас в городе много хороших комиков, есть несколько импров-коллективов. Есть парень, который на своем голом энтузиазме приглашает комиков из Европы в Воронеж в маленькое кафе. Творческий есть ресурс, финансового – нет. Я написал проект, предлагал нескольким компаниям, но никто не откликнулся. Если просто открыть бар, есть куча финансовых моделей, концепций, много опыта, который можно изучить. Но открыть комедийное заведение – это шаг в темной комнате с закрытыми глазами. Страшно и рискованно…

Для развлечения

Холодков.jpgВоронежец Николай Холодков занимается организацией стендап-вечеров на английском языке, привозя в Воронеж комиков из разных городов и стран. Впервые формат был опробован в Москве, а Николай, побывавший на таком событии, являясь организатором английского разговорного клуба, загорелся интересной возможностью практики языка. В нашем городе такие мероприятия пока не на регулярной основе и не собирают большого количества человек – в среднем 40, а также не являются формой популяризации комедии. Делаются исключительно для развлечения.

Фото из личного архива героев