В феврале и начале марта в столице Черноземья бытовала шутка – дескать, после потепления вместе со снегом с городских дорог сошел и асфальт. Юмор печальный, но справедливый: автомобилисты буквально завалили интернет и соцсети фотографиями разрушенных магистралей. Естественно, широкие ямы, провалы и трещины в асфальте возмущают большинство горожан. Когда же в Воронеже начнется действительно массовый ремонт дорог? Какие участки рабочие обновят в первую очередь, а где автолюбителям придется пока объезжать выбоины? Об этом в интервью корреспонденту «Берега» рассказал руководитель управления дорожного хозяйства мэрии Максим Оськин.
- Максим Анатольевич, для большинства воронежских водителей главный вопрос на сегодня один – когда дороги в городе начнут приводить в порядок?
- Эта работа уже идет, правда, пока не столь массово, как хотелось бы автомобилистам. В середине февраля мы приступили к аварийному ремонту наиболее разрушенных участков улично-дорожной сети (УДС) – ямы, выбоины и трещины ликвидируются с помощью литого асфальтобетона. В список первоочередных вошли 158 объектов во всех районах города.
Естественно, основной упор был сделан на магистральные дороги. Понятно, что эти улицы находятся в лучшем состоянии по сравнению с второстепенными, но и здесь есть проблемы: появляется колейность, полотно изнашивается. Мы старались уделять внимание тем участкам, на которых есть разрушения – сетка трещин, выбоины и провалы.
- По какому принципу формировался этот перечень: свои предложения вносили управы районов, общественники или простые жители?
- Существует несколько аспектов, которые учитываются при составлении списка мест, подлежащих ремонту. Основную часть объектов вносим мы сами: в городе хорошо развита система мониторинга, которая предполагает распределение сфер деятельности между управлением дорожного хозяйства и управами районов. Например, за состоянием магистральных улиц, по которым двигается общественный транспорт, следят специалисты в управлении. А у районных управ задачи другие – в их зоне ответственности находятся второстепенные улицы и межквартальные проезды. Плюс к тому – основные дороги, по которым осуществляется пассажирское движение в отдаленные микрорайоны.
В перечень вошли и участки, отремонтировать которые город обязан по предписаниям ГИБДД. И, конечно, мы учитываем мнение жителей и предложения общественности. Кстати, с общественниками у нас налажено тесное взаимодействие – с нами постоянно поддерживают связь представители Общероссийского народного фронта и организации «Народный контроль».
- Если говорить о реакции жителей: часто горожане возмущались тем, что асфальт укладывают чуть ли не в лужи…
- Да, мы тоже получали такие жалобы. Просто люди не знают особенностей работы с литым асфальтобетоном. Он предназначен для ремонта как раз в зимний период – технология предусматривает укладку и на влажное – но не мокрое – покрытие, не в лужи.
– Но люди иной раз говорят, что такой асфальт держаться не будет…
– Неправда: у него прекрасные свойства в связи с повышенным содержанием битума. Например, когда потеплеет, литой асфальтобетон расширится и заполнит все трещины внутри, как пластичная масса.
- И когда завершится этот этап дорожного ремонта?
- Думаю, в конце марта. На сегодняшний день уже отремонтировано 5,2 тыс. кв. м. Эти работы мы продолжаем – до того момента, пока не проведем торги на ремонт «обычным», горячим, асфальтом. В нашем плане осталось восемь улиц – уверен, что завершить обновление на них рабочие смогут в течение недели. Затем мы рассчитываем продолжить ремонт горячим асфальтобетоном. Документы для проведения торгов уже подготовлены, до 10 апреля на дороги выйдут определенные на торгах подрядчики.
- Получается, что основной аварийно-восстановительный ремонт стартует в апреле?
- Да, ведь большая часть ямочного ремонта выполняется горячим асфальтобетоном, а для него нужна стабильная положительная температура. На прошлой неделе мы проводили совещание с дорожными компаниями. Присутствовали и представители заказчиков, которые будут осуществлять технический надзор, составлять и уточнять графики, промерять дефектные участки в соответствии с отраслевыми дорожными нормативами. Все вместе мы сформировали общую позицию: работы должны проводиться качественно и с соблюдением сроков. Никаких отклонений администрация не позволит, в работе по контролю качества обязательно будут присутствовать представители общественных организаций.
- Какие районы Воронежа, по вашему мнению, можно назвать наиболее проблемными с точки зрения состояния дорог?
- В целом, больше всего разрушениям оказалась подвержена УДС Коминтерновского района – но она и самая протяженная в городе. Выпуски на ул. Антонова-Овсеенко: ул. Беговая, 45-й Стрелковой дивизии, Хользунова – самые сложные участки. Много проблем накопилось и в Советском районе. Здесь специфика другая – большой объем работ предусмотрен по отдаленным микрорайонам. Участок Тенистый – Тепличный, ул. Острогожская, дороги на Шилово и Малышево – все они будут отремонтированы.
Что касается ямочного ремонта, то он охватывает все проломы и разрушения по нашему классификатору. А такие проблемы есть везде – в списке сейчас более 170 объектов. В Левобережном районе – автодороги на Никольское и вдоль реки Песчанка, ул. Просторная и Ильюшина. В Железнодорожном районе основные разрушения – по ходу движения 90-го маршрута: Сомово, Дачный проспект. Эти участки будут ремонтироваться горячим асфальтом.
- Кстати, с чем, на ваш взгляд, связано столь массовое появление ям и трещин?
- Дороги проектировались не под те нагрузки, которые они испытывают сейчас. Поэтому основание под ними уже предельно изношенное. Недавно мы провели анализ гарантийных участков, отремонтированных в 2012-2014 гг. Оказалось, что на них процент разрушений – минимальный. А основные дефекты – как раз на старых дорогах, которые прокладывали в 1990-х - начале 2000-х годов.
- К слову о гарантийном ремонте: из года в год на «дорожные» конкурсы заявляются одни и те же компании-подрядчики. Случается, что у кого-то из них возникают проблемы с качеством работ. Можно ли обязать эти организации устранять свои недочеты?
- Конечно, это прописано в контрактах. Одним из условий участия в конкурсе является обязательство подрядчика ликвидировать все дефекты, которые появляются на его участке во время действия гарантии. Мы выполнение этого условия регулярно контролируем. Если есть претензии, то они направляются в дорожные организации. И, знаете, обычно все устраняется. При этом, как правило, подрядчики обязуются выполнить свои обязательства с наступлением тепла.
А недавно мы обговорили и дополнительное условие – в контрактах будет прописано, что подрядчики должны не только отремонтировать новые объекты, но и выполнить работы на гарантийных участках. Получается, пока организация не устранит прошлые ошибки, она не сможет получить деньги за новые работы. Это действенно, если компания участвует в подобных конкурсах много лет.
- По предыдущему опыту, много ли претензий обычно возникает к качеству работы подрядчиков?
- Дорожников контролируют на всех этапах выполнения ремонта. Инспекций множество: и межведомственная комиссия, и представители Технадзора, и общественники. Постоянно проводятся объезды – и, поверьте, далеко не всегда плановые, к которым компания может подготовиться. Часто выезжаем стихийно. Проверяем, как ведет себя подрядчик, соблюдает ли культуру производства – например, все ли дорожники трудятся в специальных светоотражающих жилетах, установлены ли в местах проведения работ знаки с предупреждениями о ремонте. Плюс – масса технических аспектов: соблюдается ли толщина фрезеруемого слоя, соответствует ли нормам температура асфальта перед его укладкой. Если выявляем нарушения, то работа просто не принимается – а значит, и не оплачивается. Естественно, подрядчикам это невыгодно, так что они стараются выполнять прописанные в договорах требования.
- Максим Анатольевич, так все же по сравнению с 2015 г. ям в Воронеже стало больше или меньше?
- В прошлом году разрушений было в 1,5 раза больше, чем в текущем – об этом свидетельствует статистика. Просто годом ранее мы начали работать с декабря и вовремя смогли предупредить появление дефектов. Нынешней зимой, к сожалению, возникли некоторые сложности из-за реорганизации нашего муниципального предприятия, поэтому просто не успели сделать все, что предполагали. Получилось, что пока ремонтировались одни участки, «упустили» другие. К тому же, сказалась погода. Было множество переходов с плюса на минус – дорожное основание насыщалось влагой, которая потом проникала выше, в само покрытие. И при минусовой температуре асфальт буквально разрывало. Но я уверен, что подобных сложностей в будущем не повторится. Предстоящей зимой все работы будут опять проводиться в плановом режиме.
- До какой даты будет завершен аварийный ремонт?
- Планируем, что основные работы – без межквартальных и самых второстепенных улиц – должны быть закончены ко Дню Победы. Причем не только отремонтировано полотно, но и убран пескосмет. Плюс в центре города подрядчики нанесут горизонтальную разметку с использованием термопластика.
- Документы для проведения торгов уже подготовлены, до 10 апреля на дороги выйдут определенные на торгах подрядчики.
На зимний ремонт дорог с использованием литого асфальтобетона было выделено около 5 млн руб. Стоимость весенних работ – еще 175 млн руб. Они будут выполняться уже обычным, «горячим», асфальтом, стоимость которого на 25-30% ниже литого.