Творческая встреча воронежских кукольников с маленькими (и большими!) зрителями черноземной столицы заставила вспомнить неувядающую гайдаевскую комедию: «Экзамен, профессор, для меня всегда праздник». В том смысле, что мастер-класс, проведенный актерами театра «Шут», иначе как праздником не назовешь – по совокупности впечатляющих открытий и бурных эмоций, которые подарили «педагоги» своей разновозрастной аудитории.
Любители и профессионалы
События разворачивались в «Театральной гостиной», работающей при городской библиотеке № 27. Читателей – четвероклассников школы № 72, их педагогов и родителей – пригласили на тематическую программу «Когда оживают куклы». И они, куклы, действительно ожили! Правда, не сразу.
Для «затравки» главный библиотекарь Елена Горбунова побеседовала с ребятами о театральной жизни Воронежа вообще и в театре кукол – в частности. Ее выступление венчал небольшой слайд-фильм, посвященный истории и современности воронежского «Шута» – начиная с информации о легендарном теперь уже здании на проспекте Революции и заканчивая кратким анализом текущего «шутовского» репертуара.
Следом на импровизированную сцену вышли артисты: первыми – любители, представители театральной студии «Созвездие» (руководитель Наталья Жилякова). Студийцы разыграли костюмированную жанровую сценку в стиле дворянского собрания прошлого века – и заслужили благодарные аплодисменты публики. Когда же перед ней появились профессионалы – зал буквально замер в почтительном внимании. Но не надолго: интерактивное действо, в момент запущенное кукольниками, требовало непосредственного участия зрителей. Что, как говорится, и имело место случиться.
Рассекретили закулисье
Добродушный гном Воскресенье из сказки «Белоснежка и семь гномов» по заявке отличника Степы читает пушкинского «Царя Салтана». По-восточному разнаряженная Царевна Будур с точеным личиком проникновенно поет про маленькую елочку, которой холодно зимой. Умница Белый Бим доверчиво подает лапу и послушно выполняет иные «собачьи» команды… Эти и им подобные миниатюрные этюды-импровизации позволили детворе не только узнать про виды кукол и тонкости актерских техник, но и познакомиться с приемами и особенностями кукловождения.
Насколько непросто управлять куклой – перчаточной, планшетной, штоковой марионеткой, любой другой – самолично смог убедиться каждый желающий. Мало правильно взять за всякие штучки-палочки кукольного персонажа и продолжительное время удерживать в фиксированном положении (что тоже – та еще задачка). Надо, при всем прочем, его характер убедительно передать, художественно обосновать присутствие в том или ином спектакле. Походку четко обозначить, колоритную мимику воспроизвести, взгляд в нужную сторону направить (кукла, кстати, смотрит… носом)!
Про «особи», на оживление которых работают сразу несколько актеров, что не редкость – разговор отдельный. В таком случае для отлаженного, филигранного взаимодействия от партнеров по сцене требуется и вовсе безукоризненное чувствование друг друга – и эту науку тоже нужно долго и старательно постигать.
Артисты «Шута» Михаил Каданин, Григорий Вахрушев и Анна Лужецкая, преподавшие зрителям-читателям-почитателям почти двухчасовой мастер-класс «Секреты закулисья», в подробностях и наглядно поведали не только о профессии актера-кукольника. Рассказали и о труде художников, бутафоров, гримеров и прочих обитателей того самого «закулисья», подчеркнув: театр кукол – дело коллективное. Думаю, входит в этот коллектив и зритель. Тот, который составил компанию «Шуту» в библиотечной «Театральной гостиной» – уж точно.