2024-09-22

«Ключ для познания мудрости». В Воронеже танцовщик Зия Азази объяснил философию головокружительных танцев

«Ключ для познания мудрости». В Воронеже танцовщик Зия Азази объяснил философию головокружительных танцев

В пятницу, 2 июня, в парке «Алые паруса» состоялась премьера – танцовщик из Турции Зиа Азази впервые в России представил два танцевальных перформанса. Необычные танцы с вращениями воронежцы встретили бурными овациями. 

Артист выступил в рамках Платоновского фестиваля искусств. Представивший два спектакля – «Дервиш. Движение» и «Догорающее пламя» – танцовщик из Турции Зия Азази объяснил задумку экзотических для воронежцев танцев природой суфизма. Подробнее – в интервью «Горкома36».

– Вы в течение многих лет занимаетесь кружением – одним из основных танцев суфизма. Расскажите, что это за практика? Она довольно экзотична для воронежской публики.

– Это довольно обширный вопрос, потому что прежде, чем говорить о танце, нужно обратиться к самому суфизму, его истории, концептам Бога, теме духовности, и только потом мы можем говорить о ритуалах, кружении; размышлять об исполнительском искусстве и о том, как я вижу его в контексте нашего времени.

В исламской традиции суфизм – это некая глава, в которой мы говорим о чем-то мистическом. Хотя я не отношу себя к ни к представителям суфизма, ни к представителям ислама, я лишь вдохновлен этими концептами. Являясь артистом, испытываю страсть к повторяющимся ритмичным движениям, которые используются как раз в суфизме. Любой вид рутинной работы, повторяющихся действий вводит тебя в транс, за счет чего у тебя гораздо активнее работает мышление. Именно поэтому люди иногда обращаются к алкоголю, по той же причине мы любим танцевать. Словом, повторяющиеся движения – самый простой способ достичь желаемого без алкоголя.

Примеры такого поведения можно найти во многих культурах по всему миру, в исламе это отражено в суфистских вращениях. Вдохновляясь традицией суфизма, как артист, я использую эти практики в танце.

– В Воронеже вы решили показать 25-минутные представления «Дервиш. Движение» и «Догорающее пламя». Почему вы выбрали именно их?

– Представьте, что я – ресторан, у которого есть свое меню, и вы приходите ко мне в качестве посетителя. Вы же сами из него выбираете, что будете есть. Перформансы, которые я привез на Платоновский фестиваль искусств, это выбор дирекции.

Но я рад, что организаторы фестиваля выбрали именно эти работы, потому что, как мне кажется, комбинация именно этих спектаклей идеально подходит для открытия форума, а также они хорошо сочетаются друг с другом. Первый – «Дервиш. Движение» – обрисовывает классическую картину суфизма, переданную через мою авторскую интерпретацию, а второй – «Догорающее пламя» – более зрелищный, он похож на шоу. В тандеме эти работы позволяют Воронежу понять, кто такой Зия Азази и что он может предложить как художник.

– Скажите, а вы не обжигаетесь во время выступления? Кружится ли голова во время танца?

– Иногда зрители могут увидеть Дервиша на гриле (улыбается). Но шутки шутками, а на самом деле я довольно часто обжигаю пальцы, при этом не обращаю на это какого-то особого внимания, потому что в жизни есть куда более важные вещи – то, что я делаю, например. Спектакль «Догорающее пламя» о таком аспекте нашей жизни, как когнитивная реальность. Я вдохновлялся мифом о Прометее, который передал огонь людям. Пламя символизирует знание, мудрость – то, что мы получили от Богов, и что является величайшим даром с одной стороны, а с другой – убивает нас. Потому что иногда мы слишком много думаем, а это душит нас. Когда я окружаю себя огненным кругом в спектакле, он сужается все больше и больше, показывая порой неспособность людей расширить свой кругозор, что и убивает нас.

– Так то, что вы делаете, для вас – духовная практика, искусство или продолжение традиций суфизма?

– Я бы это назвал моим единоличным ритуалом. Религии ведут свою историю испокон веков и очень важны, но они в свое время исполняли роль некого ключа, позволяющего людям открыть и описать неизвестные понятия, такие как «вечность», «космос». Но времена меняются. Религии продолжают существовать, но мы можем пользоваться и другими методами для познания.

Моя задумка заключается в том, что нам необязательно пользоваться созданными задолго до нас концептами Бога, космоса – чего-то духовного и неосязаемого. Своим сознанием мы можем придумать что-то новое, открыть новые двери и найти новые ключи для познания этой мудрости. Можно сказать, что моя сцена – это моя мечеть, но я не подчиняюсь строгим ритуалам, а просто показываю вам себя на сцене. Вот она – моя жизнь, и я живу ее так. Вы можете прийти ко мне на чашечку чая и почерпнуть какую-то мудрость у меня, как и я в свою очередь у вас. И все это должно происходить расслабленно, без каких-либо строгих рамок.