2024-12-21

Худрук воронежского Никитинского театра Борис Алексеев – о вечном и современном, новом фестивале и цензуре

Борис Алексеев вошел в культурную среду города как артист Камерного театра, но в одночасье он решает уйти с перспективной работы, чтобы начать собственный проект, в успех которого мало, кто верил.
Борис Алексеев вошел в культурную среду города как артист Камерного театра, но в одночасье он решает уйти с перспективной работы, чтобы начать собственный проект, в успех которого мало кто верил. В 2016 году Борис открывает первый в Воронеже профессиональный частный Никитинский театр, а в 2018-м – уже выступает организатором фестиваля негосударственных театров, на который приедут коллективы со всей России.

Поймали «тренд»

4 (2).jpg– Вы совместно с управой Центрального района Воронежа выступили с идеей провести в городе фестиваль негосударственных театров «Центр». В прошлом году аналогичный состоялся в Санкт-Петербурге. Можно ли говорить о том, что идею вы позаимствовали?

– Конечно, нет. Нельзя сказать, что мы пришли к этому спонтанно или где-то подсмотрели. Последнее десятилетие стало прорывом по росту театральной активности, и одно из важных составляющих этого роста – появление частных театров. Они влияют на творческое мировоззрение зрителя, который посещает эти театры. Кроме того, надо говорить и о том, что частный театр вышел на абсолютно новый, качественно-профессиональный уровень, он перестает восприниматься как что-то самодельное. Проекты независимых театров ни в чем не уступают спектаклям, поставленным в государственных учреждениях.

В Воронеже почувствовали этот тренд, и идея создания такого фестиваля уже витала в воздухе, мы же ее решили воплотить.

– Но фестиваль – это очень масштабная задача, а у вас – очень скромные ресурсы. Есть ли опасения, что что-то не получится?

– Да, у нас маленький коллектив, но мы постараемся сделать все максимально хорошо. Во-первых, нас поддерживает управа Центрального района, а во-вторых, мы уже привыкли работать без выходных 24 часа в сутки. Мы не делим обязанности, а все делаем сообща. У нас есть наша внутренняя энергия, сила и потребность совершать большой творческий акт ежедневно, выкладываться на все сто процентов. А бояться – значит, ничего не делать. Это не про нас.

«Приходится фантазировать»

– Театральное искусство экономически убыточно, поэтому выжить без господдержки очень сложно. Как это получается у вас?

– За счет кропотливой ежедневной работы и большой любви к нашему делу. Действительно, театр – это предприятие убыточное, это не бизнес. Мы занимаемся все-таки творчеством, а не думаем, как из всего, что мы делаем, извлечь прибыль. Как я уже сказал, мы не делим обязанности, все артисты совмещают ряд разных должностей: мы сами ставим спектакли, готовим костюмы, убираем зал и сами отвечаем за свой результат. Да, наши оклады не покрывают трудозатрат, но главное ведь то, что наша работа находит отклик в сердцах зрителей.

Единственные деньги, которые мы имеем, это те, что приносит зритель, покупая билеты на наши спектакли. На это и живем. Как? Мы много экономим, часто выпускаем премьеры, включаем фантазию. Мы научились работать в условиях ограниченных ресурсов. Да, у нас нет лазерной проекции или светодиодных экранов, но у нас есть желание постоянно развиваться, идти вперед и доставлять удовольствие своему зрителю. Это наш образ жизни.

– А правда ли, что именно частные театры сегодня наиболее востребованы у выпускников театральных вузов? Вы это ощущаете?

– Мне кажется, артистам неважно, в каком театре они будут играть – в государственном или частном. Большое счастье быть востребованным и получать роли. Артисту важно попасть в тот театр, где он будет много работать, накапливать репертуарный багаж, будет важным элементом в этой большой структуре под названием "театр".

Но вот в чем разница. Частные театры имеют, как правило, небольшие коллективы, поэтому загруженность актеров гораздо выше. Артисты, попадая к нам сразу из института, уже могут получить роль из мирового репертуара. В крупных государственных коллективах нередко приходится годами ждать серьезных ролей.

«Мы даем зрителям пощечину»

1 (3).jpg

– Вы, создатель уникального театра, как ощущаете себя в культурной среде столицы Черноземья?

– Я ощущаю себя хорошо, потому что занимаюсь тем, чем всегда хотел. Это мой образ жизни, мой смысл жизни. Мы делаем много спектаклей и говорим со зрителем на абсолютно разные темы. У нас есть комедии, которыми мы смешим людей и поднимаем им настроение. Есть спектакли, которые дают пощечину и бьют по больным местам, будоражат сердца. Важно обращать внимание на острые проблемы и серьезные вопросы, чтобы люди не оставались равнодушными, учились сочувствовать и не закрывали глаза на то, что нас окружает.

Важно, чтобы зрители понимали, театр – это не бизнес, и он не станет подстраиваться под них. Театр формирует потребности, работает с привычками человека и ломает стереотипы: делает вещи, которые вызывают у зрителя дискомфорт. Люди должны понимать, что в театре их ждет серьезных разговор, не всегда приятный для них, но это нужно, чтобы душа не черствела.

Получится ли у нас как-то менять людей, делать этот мир гармоничнее? Не знаю. Это может показать только время.

– Знаю режиссеров, которые придерживаются мнения, что в спектаклях не надо говорить о новом, надо говорить о вечном. Что вы стремитесь донести своими работами?

– Я поставил спектакль «Anthropogen. Modernity», где как раз и задаюсь вопросом, что важнее – актуальное или вечное. Он был выстроен таким образом, что мы так и не сделали выбор, потому что он очень трудный. Мне кажется, путь любого театра – это и есть поиск ответа на этот вопрос.

С одной стороны, мы, создавая классическое произведение, не можем не учитывать современных реалий, и говорим о чем-то сегодняшнем, но через тот язык, те произведения, тех авторов. А с другой — все наши проблемы и радости имеют какие-то корни, это результат эволюции. Актуальные вопросы человечества не меняются, они остаются нерешенными для каждого нового поколения, просто меняется язык и коммуникация между людьми.

2 (3).jpg

– Есть ли уже представление о публике Никитинского театра? Отличается ли ваш зритель от зрителя других театров Воронежа?

– Мы не коммерция, где есть определенная мишень в виде целевой аудитории. Театр – дело национальное, и мы работаем для всех. Мы ставим традиционные, концептуальные, детские спектакли, поэтому аудитория у нас очень разная – от трех лет до бесконечности. К нам приходят пожилые люди с биноклями, зрители среднего возраста, молодежь. Кстати, этому мы рады особенно. Молодежь – это будущие взрослые люди: те, кто будет формировать повестку дня через несколько лет. И именно им особенно важно получать культурный и художественный багаж, полноценно развиваться, а затем полноценно развивать город, регион, страну.

– Есть ли место цензуре в независимых театрах?

– Я не совсем понимаю это слово – «цензура». Да, существует закон о запрете мата на сцене, и мы его придерживаемся. Но мне непонятно, почему этот закон для кино и театра существует, а для музыки и интернета – нет. Зайдите на YouTube или придите на концерт какого-нибудь молодежного кумира, и у вас уши свернутся в трубочку от обилия пошлости и мата, грязи, которая оттуда льется. А подростки это слушают, и никто никого не штрафует.

Я убежден, что лучше запретить мат на улицах, но разрешить его в художественных произведениях. Почему, когда дети видят на заборе слово из трех букв, это считается нормальным? А в театре запрещают ненормативную лексику даже в современных спектаклях, на которые приходит подготовленная публика!

В остальном же художник ничем не ограничен, кроме своей совести и собственных взглядов. И мне хочется, чтобы эта творческая свобода сохранялась.

В надежде на партнерство

– Управа Центрального района активно призывает вас к участию в жизни района, да и целого города. Поделитесь перспективными планами?

– Да, наметилось тесное сотрудничество. Удалось обратить внимание на работу частных театров и их проблемы. Любопытно, что идея создать первый в Воронеже фестиваль негосударственных театров исходит в какой-то степени от государства. Мы рассчитываем, что наши старания не пройдут даром, и возникнут проекты в рамках государственно-частного партнерства. С дополнительной поддержкой театру будет дышаться легче.

С управой района у нас уже наметились другие общие дела, причем в чем-то мы будем поддерживать управу, в чем-то – она нас. Но я пока не хотел бы раскрывать все карты, всему свое время.

Справка «Горкома36»

Фестиваль негосударственных театров «Центр» пройдет в Воронеже с 28 апреля по 2 мая. Основная программа включает шесть спектаклей. В день открытия в столице Черноземья выступит «Коляда-театр» из Екатеринбурга со спектаклем «Змея золотая». 29 апреля – белгородский театр «Новая сцена_2» со спектаклем по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Также на воронежской сцене выступят театры из Москвы и Санкт-Петербурга. Никитинский театр покажет одну из самых свежих своих работ «Белое на черном» по рассказам Рубена Гальего. Билеты уже в продаже. Стоимость – от 750 рублей до 1,5 тысячи.

Также запланированы и мероприятия, на которые вход будет свободным – это читки пьес, художественная выставка, поэтический баттл и фестиваль кофе.

Фото из личного архива Бориса Алексеева и с сайта Никитинского театра