2024-11-26

Художник Павел Никонов: «Воронеж становится опорой подлинной культуры»

Платоновский фестиваль искусств представил в Выставочном зале на ул. Кирова, 8 выставку Павла и Виктории Никоновых «Вещество существования», включающую работы живописцев разных поколений – отца и дочери.

Платоновский фестиваль искусств представил в Выставочном зале на ул. Кирова, 8 выставку Павла и Виктории Никоновых «Вещество существования», включающую работы живописцев разных поколений – отца и дочери.

Про Павла Никонова говорят, что он легенда «оттепельной» живописи и один из лидеров сурового стиля. Он обращается не к современным сюжетам, а архетипическим, отчего его работы кажутся похожими фрески. В них неразделимы бытовое и сакральное. Этим его творчество похоже на мир, отображенный в текстах Андрея Платонова.

Художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков задумал показать экспозицию отца и дочери как взгляд на мир глазами разных поколений. Виктория Никонова обращается в своей живописи к простым предметам – окна, крыши, детали интерьера. Но и в них она стремится передать глубину эмоционального переживания. Жизнь на ее картинах призрачная, будто едва ощутимая и всплывающая в подсознании миражами, а сами работы практически безлюдные.

По словам Павла Никонова, они с дочкой очень повлияли друг на друга. Он был главным учителем в ее жизни, и она, испытав влияние творчества отца, сумела найти свой путь в живописи. А теперь он, случается, пишет картины под воздействием ее работ, стремящихся к традициям абстрактного экспрессионизма.

– Считается, что авангардные поиски – это дело молодых, с возрастом художник приходит к каким-то академическим вещам. Как вам удается сохранять импульс направления в творчестве? – спрашиваем у Павла Никонова.

4.jpg

– Молодой художник должен много учиться, пройти стадии, возможно, подражательства, заимствования, но главное – найти себя. Для этого нужно не просто работать, а быть фанатиком своего дела. Особенно сейчас, когда, кажется, уже все есть, когда столько было разных придумано форм. Можно себя найти и сохранить, когда много знаешь.

Мне приятно, что Платоновский фестиваль пригласил меня сделать выставку, и вдвойне мне приятно от того, что обратили внимание на работы Виктории. Мое убеждение в том, что именно Воронеж, Рязань, например, становятся опорами и источниками подлинной культуры. Столичные центры навязывают нам чуждые ценности, у нас хотят видеть не то, что мы можем сказать своего. Это серьезная проблема в искусстве.

– А ваши работы передают нужные ценности?

– Я стараюсь, чтобы так было.

– Чего не хватает художнику сегодня?

– Художнику важно быть независимым, но он зависит от массы вещей. От материальной составляющей в первую очередь, от заказчика, от чиновника. Художник должен держать отчет за свою работу. И это в какой-то степени сковывает. Я не могу сказать, что это цензура – нет. Но эта жизненная зависимость тяжелее цензуры. И только жизненный опыт, который накапливается с годами, учит быть независимым от этих проблем, ощущать себя внутри свободным. Но это самое сложное - оказаться свободным внутри себя, освободиться от оков, строгой академической схемы, которую в тебя «вбивает» школа. Это, наверное, хорошо получается, когда доживаешь до моих лет – мне 90. Ты уже все пережил. Тебя бранили, денег не платили – ты уже все видел. И вот – ты свободен, ты можешь спокойно работать. Это самое счастливое время для творца.

Экспонироваться выставка «Вещество существования. Виктория и Павел Никоновы. Живопись» будет до 27 июня. Вход на нее свободный.

Ранее «Горком36» писал о том, что в музее имени Крамского можно посмотреть фотоработы свидетеля времени Аркадия Шайхета и выставку «Бубновый валет», демонстрирующих в своем творчестве смену эпох.