Пробки



«Хранить семью и не лезть в политику»: лидер воронежских цыган развеял главные мифы о своём народе

14.09.2021, 09:00

Если воронежцы и сталкиваются с цыганами, то чаще всего на улице или на рынке. Гадалки, воровство, наркобароны – этот мир по-прежнему выглядит закрытым и опасным. Мы зорко стоим на страже своего имущества, а заодно – и своих стереотипов, даже не пытаясь узнать поближе соседа по городу. Между тем среди воронежцев много ярких представителей этого уникального народа. А в регионе успешно работает областная национально-культурная автономия цыган России. Ее руководитель Владимир Кучеренко в беседе с «Горкомом36» рассказал о жизни воронежских цыган, об их насущных проблемах, национальных традициях и тайнах, а также развеял главные мифы.

О воронежской истории с географией

 Я сам родом из Богучара, где наш табор в 1956 году застал указ Никиты Хрущева об оседлости цыган. По сути это был закон о принудительной оседлости. Там, в Богучаре, я родился, а потом пошел в школу. Мы, цыгане, учились уже под пристальным надзором районо. А сейчас в селах началось заметное послабление власти. Ходит или нет цыганский ребенок в школу – на это внимание уже не очень обращают. И так быть не должно.

 Моя семья относится к этнической группе цыган-сэрвов, исповедующих христианство и изначально выходцев из Украины. Таких в Воронежской области сейчас больше всего. Они живут в Воронеже, Богучаре, Борисоглебске, Новохоперске. Есть еще мусульманская ветвь крымов, хотя и они сейчас начали переходить в христианство. Крымов больше всего в Отрожке. Есть котляры – выходцы из Закарпатья, и это самые «цыганистые» цыгане, с полным сохранением в семье и быту многовековых законов. Они на улицах – самые узнаваемые. Молдавских котляр больше всего в микрорайоне Тенистый. А всего в регионе, по нашим подсчетам, проживает от пяти до семи тысяч цыган. В каждой этнической группе у меня есть свой представитель. Кстати, термин «цыганский барон» в русском языке образовался спонтанно, из-за созвучия с нашим ромским «баро», что означает «важный», «главный». И в этом смысле я, конечно, тоже «барон». Но во всем мире цыган теперь политкорректно называют ромы. А слово «цыган», особенно с ударением на первом слоге, имеет такой же пренебрежительный оттенок, как и «хохол». Своей письменности у нас так и не появилось, а устная ромская речь звучит с отголосками санскрита и латинского.

О заработках и репутации

 Главная проблема всех воронежских ромов – это сложности с трудоустройством. Работодатели принимают узбеков, таджиков, но только не цыган, на которых повешен ярлык неблагонадежности. Это несправедливо. Наши люди, особенно молодые, очень хотят работать, кормить семьи. И среди нас в регионе много достойных ярких личностей. Есть учителя, врачи, бизнесмены. Например, Владимир Васильевич Педанов – известный благотворитель в Борисоглебске, его там знают все. Но одно время в СМИ целенаправленно формировался негативный образ цыгана. Теперь это больно ударило по репутации народа и по многим судьбам. Люди не находят работу и ищут другие возможности заработка. Образуется замкнутый порочный круг. Эту проблему мы даже рассматривали вместе с представителем службы занятости на Координационном совете по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Воронежской горадминистрации. Были достигнуты определенные договоренности. Но пандемичный год пока все это заморозил, и у цыган с трудоустройством в регионе по-прежнему проблемы. Самым расхожим занятием остается сбор и продажа металлолома, строительные подряды у мужчин и торговля на вещевых рынках у женщин.

О гадании

 Когда цыганки атаковали воронежцев на улицах с предложением погадать, и пошли жалобы, мы вопрос подняли в нашей автономии, это дело пресекли. Гаданием в Воронеже промышляли в основном молдавские котляры. Но если гадание человеку не навязывается, то ничего плохого я в нем не вижу. Это элемент нашей культуры и сакрального мастерства. Секреты передаются только по женской линии, но никакой мистики здесь нет. Главный секрет  в особой интуиции, которая оттачивалась у моего народа веками на дальних дорогах опасности и выживания. Все чувства становились предельно обостренными, и с их помощью цыгане научились улавливать, понимать знаки Свыше. Хотя я уверен, что эти знаки о грядущих событиях посылаются каждому человеку, однако не каждый в нашей суете может их вовремя распознать. Редкая музыкальность цыган также напрямую связана с этими особо тонкими настройками и сильной энергетикой. В общем, нет здесь никакой чертовщины и черной магии. Это мастерство идет от Бога, как часть духовной помощи. Но в современном мире гадание стало бизнесом, перемешалось с мошенничеством. Поэтому со случайными цыганами на улице в контакт лучше не вступайте. А с другой стороны, если сегодня открыть любые объявления с услугами гадания и магии, то очевидно: услуги эти предлагают явно не цыгане. Мошенников полно в любой национальности.

О стереотипах, взаимодействии с властью и легализации

 Стереотип о том, что цыгане зарабатывают на наркотиках, сформирован в 90-е годы. В те беспредельные времена некоторые цыгане в Новохоперске действительно были встроены в цепочку наркобизнеса. Но в наше время цыганский сегмент в распространении наркотиков в регионе составляет не больше 1-2 процентов. Это подтвердит любой полицейский. А если мы узнаем, что в Воронеж приезжают цыгане, промышляющие криминалом, то сразу приходим к ним и говорим: «Мы здесь живем много лет, построили добрые отношения с коренными воронежцами и властью, и репутацией своей дорожим. Поэтому – уезжайте куда-нибудь еще».

 В Воронеж стало приезжать много сэрвов из Донецка и Луганска. Среди них есть люди без документов и не легализованные до сих пор. Чтобы восстановить документы, надо делать запросы в ЛНР, ДНР, а там не все архивы в сохранности. Сейчас они снимают квартиры и дома по области, но проблема их легализации в регионе очень сложная. Люди остаются без социальных пособий, без пенсий. И этот теневой пласт может повлечь за собой новые социальные последствия. Здесь наша общая межведомственная задача – помочь людям оформить миграционный статус с последующим вхождением в гражданство РФ.

 Предвзятое отношение к цыганам среди полицейских сохраняется. В целом по России на цыгана гораздо чаще, чем на русского, «повесят» преступление, которое он не совершал. Но это уже не воронежский случай. В Воронеже у нашей автономии налажено тесное взаимодействие с полицией, и любые инциденты мы можем решить вместе в считанные часы. Много лет я работал в совете общественно-наблюдательной комиссии по контролю соблюдения прав человека в тюрьмах. Были проведены специальные исследования по цыганской составляющей в российской преступности – выяснилось, что нашу нацию нельзя назвать криминальной, в этой статистике она среди других народов ничем не выделяется. А сидят цыгане в основном за кражи и мошенничество. Но сама работа в ОНК меня как общественника многому научила. Теперь я знаю, как грамотно сформулировать проблему перед силовыми структурами или органами власти, как совместно работать на результат.

 Большим подспорьем в саморегулировании и контроле общины стало создание областной Национальной палаты при губернаторе. Налажено взаимодействие и жесткий самоконтроль всех воронежских цыган сверху донизу. И в этом деле я бы особо поблагодарил главного референта губернатора секретаря областной Национальной палаты Александра Тимашова – за его умение вникнуть в личную ситуацию каждого и за готовность всегда прийти на помощь, решить любую зреющую проблему в общине. Интересы цыган в Нацпалате представляет мой заместитель по национально-культурной автономии Николай Педанов. Я же работаю в Координационном совете по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Воронежской горадминистрации.

О войне и партизанах

 Во время Великой Отечественной войны среди цыган не было ни одного предателя, ни одного полицая, перебежчика. Нацисты намеревались нас, как и евреев, полностью уничтожить. Цыганский барак в Освенциме смолк за одну ночь. На оккупированных территориях расстреливали весь табор, включая стариков и детей. Поэтому цыганский народ в войне участвовал очень активно, это была личная война каждого из нас. По официальным данным, среди цыган – три Героя Советского Союза. По неофициальным – семь. Фронтовики всегда удивлялись умению ромов-однополчан пробраться в стан врага, «взять языка». Очень много среди наших было партизан. В ноябре мы открываем в Воронеже фотовыставку об участии цыган в Великой Отечественной войне.

О семейных и других традициях

 Наша главная национальная особенность – это «не лезть в политику» и охранять свои семьи с жесткой внутренней иерархией, с беспрекословным уважением к старшим. Почитание родителей, главенствующая роль мужа – святое. А семья – это 50 человек и больше. Это уже целый табор, в котором все праздники отмечаются вместе. Хотя молодые, конечно, начинают отходить от традиций. И внутренние конфликты, несмотря на иерархию, у нас случаются. Например, молодой человек «своровал» свою девушку у ее родителей. Если те не дали благословения на женитьбу, то у нас это так называется  «своровал». И все чаще молодые выбирают жену или мужа вообще вне цыганских семей. Это не приветствуется, но старшее поколение на это уже смотрит более терпимо, деваться некуда.

 Зная ситуацию, я могу предположить, что во многих цыганских семьях региона дети не ходят в школу. Например, у котляр взрослеющая девочка должна находиться дома, чтобы избежать вредного влияния извне. Да, это прямое нарушения прав ребенка, но таковы вековые традиции, которые эта этническая группа соблюдает ревностно. И замуж там отдают рано, лет с 13  за своих же. Применить федеральное законодательство к этим обычаям мы не можем никак, потому что для санкций должно быть, как минимум, заявление от потерпевшей стороны. А кто здесь потерпевший – если ей 13, ему 14, и женятся они по взаимному согласию? А вот многоженство у цыган исключено. И у нас никогда не «сдают» в интернаты ни детей, ни стариков. Наоборот – могут взять в семью других детей.

В Воронеже был инцидент. В ходе проверки полицейские выявили в одной цыганской семье девочку 13 лет без документов вообще. Пригласили меня, подключили детского омбудсмена. В результате при слаженном межведомственном взаимодействии мы смогли оформить этой семье опекунство над ребенком, выдать необходимые документы. Девочка пошла в школу.

 В моей семье не было ни одного праздника, когда бы мы его провели без родителей, не приехали к ним в Богучар. Каждое воскресенье хожу в церковь. Цыгане  очень набожная нация. Самый главный для нас праздник – Рождество. Некоторые готовятся к нему с лета. Люди потратят последние сбережения, чтоб собрать на Рождество всю семью. Первым в дом в этот день должен войти мужчина. А прежде также добрым знаком считалось завести в дом на Рождество коня. Конь – друг, который всегда выручит из беды, символ пути и всей жизни. Цыгане знали все повадки лошадей, помогали Красной армии их объезжать.

 Всем воронежцам я хочу пожелать стабильности и чувства доброй перспективы. Я очень хочу, чтобы в Воронеже было больше порядка и доброжелательности между горожанами, чтобы снова на исходе пандемии город наполнился яркими общественными событиями, новыми знакомствами между людьми разных народов. Нам всем так нужны мир и сплоченность после почти двух лет разобщенности. 


Автор: Ольга Бренер
Смотреть все статьи
Читайте также:
Мэр Воронежа пришел на избирательный участок с семьей
Подробно
Фотограф: