2024-10-04

Ходьба с препятствиями: участники круглого стола обсудили перспективы организации инклюзивных путешествий по Воронежу

Принимать туристов-инвалидов – не только социально значимая миссия, но и экономически выгодное мероприятие. 
Принимать туристов-инвалидов – не только социально значимая миссия, но и экономически выгодное мероприятие. К такому выводу пришли участники круглого стола по проблемам инклюзивного туризма. Дискуссия состоялась в рамках III Воронежского туристского форума по инициативе муниципального Туристско-информационного центра при информационной поддержке газеты «Берег» и агентства "Горком36".

Среди ее участников были директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа» Геннадий Малыш, руководитель регионального центра «Доступная среда» Александр Попов, активист волонтерского движения «Воронеж без барьеров» Игорь Черноусов, экскурсовод, кандидат филологических наук Ольга Палий, заместитель руководителя управления транспорта администрации Воронежа Владимир Бухонов.

Социальный туризм – это выгодно

Геннадий Малыш:

– Воронеж имеет шанс вой­ти в первую десятку городов страны, способных принимать инклюзивных туристов. Необходимую структуру для таких туристов уже создали девять городов во главе с Москвой и Санкт-Петербургом. Чтобы стать десятым городом, Воронежу необходима и адаптация городской среды, и подготовка персонала туристических объектов и гидов, и формирование образа Воронежа как города, доступного для всех категорий путешественников.

Волонтеры «Воронежа без барьеров» создали ролик «Доступный Воронеж», который в YouTube набрал десяток тысяч просмотров – интерес проявили пользователи разных регионов страны. Это не картинки экстрима, а всего-навсего рассказ о том, что в Воронеже – транспортные узлы, несколько гостиниц, более 30 ресторанов и кафе, а также музеи, кинотеатры, океанариум и т. п. уже сегодня адаптированы для приема маломобильных туристов.

– Какими цифрами можно оценить рыночный потенциал такого сегмента?

Геннадий Малыш:

– Потенциально в этом секторе – 9% населения страны, в том числе Воронежа. Не все они пока морально готовы к путешествиям. По статистике «Доступной среды», около 35% людей с ограниченными возможностями здоровья готовы вести активный образ жизни, в том числе совершать туристические поездки. Но только 6,6% инвалидов путешествуют по России и зарубежью. Это доли процента от всех наших путешественников, тогда как по общемировой статистике каждый десятый турист имеет какое-либо ограничение возможностей здоровья. Но и это не все. У каждого инвалида есть свое окружение – родственники, волонтеры и т. п., которые сопровождают его при выходе в город – а это уже 35% населения. Исследования показали, что адаптация точки общепита к потребностям инвалидов повышает оборот заведения на 18%. На эту цифру может ориентироваться и вся туристическая индустрия. Вкладывать деньги в создание безбарьерной туристической среды – экономически выгодно!

Туристик-терапия

Ольга Палий:

– Первая прогулка для людей с ограниченными возможностями в Воронеже прошла 29 апреля. Провели ее волонтеры организации «Воронеж без барьеров». 30 человек прошли по центру города вместе с экскурсоводом Еленой Устиновой. Экскурсанты были в восторге от прогулки! Но организаторы прогулки «без барьеров» отметили массу сложностей, которые вставали перед ними. Экскурсанты-колясочники передвигались на колясках с электрическим приводом. А без моторчика такой маршрут – от памятника Петру до памятника Пушкину с заездом «к Есенину» – выдержать непросто. Одна экскурсия позволила сделать несколько выводов. Требуется еще очень многое, чтобы инклюзивные «пешие» туры стали традиционными в Воронеже. Для местных жителей нужен спецтранспорт: кто-то просто не смог добраться до места сбора, а некоторые – даже не покинули подъезд. Нужно больше скамеек по ходу маршрута – чтобы люди могли отдохнуть. Желательно участие в таких походах медработника и комплектация радиогидом: среди слабослышащих тоже есть желающие.

Гладко было на бумаге?

Игорь Черноусов:

– Мы разработали два туристических маршрута по центральным улицам города, длиной около 6 километров каждый. По итогам технического аудита составили интера­ктивную карту, на которой указаны все неудобные точки для колясочника. Результаты удручающие. По каждому маршруту – больше сотни замечаний. В среднем через каждые 30-50 метров дороги в самом центре города человек с ограниченной мобильностью встречает барьер.

Например, у Театра драмы не закрыты желоба ливневки. В них попадает колесо коляс­ки и застревает. Где-то нет пандусов, а где-то, например у железнодорожного вокзала, пандус уже разваливается. Делать пандусы из бетона – типичная для нашего климата ошибка: больше двух сезонов сооружения обычно не выдерживают. На тротуаре на пересечении Никитинской и Карла Маркса занизили бордюр, но с первого взгляда видно – сделано это формально. Бортик все равно слишком высок, чтобы инвалиду можно было комфортно с него съехать.

Если бы все работы по программе «Доступная среда», которые уже выполнены на всех этих улицах, были доведены до логического конца, количество барьеров для инвалидов снизилось бы на треть. Но исполнители, похоже, никогда не садились в коляску инвалида. Все это нужно переделывать и в итоге удваивать затраты. Все меры будут неэффективны, если не выстроится сама система приемки этих работ: оценивать работы должны в том числе те, для кого эта среда и создается.

к туризму3.jpg

Автобусы – только адаптированные

Владимир Бухонов:

– Проблема с транспортом, пригодным для инвалидов, в городе постепенно решается. Сегодня из 320 автобусов большой вместимости 117 приспособлены для колясочников – об этом оповещают стикеры на борту. Политика горадминистрации заключается в том, чтобы большие автобусы для муниципального предприятия закупались исключительно в адаптированной версии.

Конечно, нужно, чтобы такой автобус подъехал вплотную к остановке и чтобы водитель опустил пандус, вышел и помог пассажиру зайти. Все водители таких автобусов проинструктированы, как подъезжать к остановкам и пользоваться пандусами. К нам в текущем году поступил только один звонок с жалобой по этому поводу. Граждане, кажется, не очень верят, что наши водители способны на такое цивилизованное поведение. Чтобы привить «хорошие манеры» транспортникам, все должны проявлять настойчивость.

Адмиралтейка на ощупь

Александр Попов:

– Еще одной туристической фишкой Воронежа могут стать тактильные копии туристических объектов – например, той же Адмиралтейки или «Гото Предестинации». Мы уже нашли специалистов, готовых сделать формы для отливки. Уверен – найдутся предприниматели, которые реализуют идею в металле. Такие копии сами могут быть туристическими объектами: зрячему туристу тоже интересно увидеть здание во всех ракурсах.

Многие наши идеи кажутся несбыточными. Но все стремительно меняется. Вспомните хотя бы тот замечательный пляж для инвалидов, который удалось сделать в прошлом году. В этом – начнется работа по адаптации пешеходных маршрутов и различных учреждений для маломобильных людей. Каждый год к ним добавляется то концертный зал, то кинотеатр, то гостиница. Люди с ограниченной мобильностью включаются в жизнь города и начинают реализовывать свой потенциал, который раньше не мог быть реализован. Это уникальная работа, которая происходит во взаимодействии общественных организаций, государственных и коммерческих структур.

Подготовил Александр САУБАНОВ

Фото автора