2024-04-23

Хелависа: «Я – патриот, и буду приезжать в Россию, пока меня отсюда не вышлют!»

В день рок-н-ролла, совпавший с мистической пятницей 13-го, в рамках гастрольного тура по России в концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град» выступила самая знаменитая отечественная фолк-рок-группа «Мельница».
В день рок-н-ролла, совпавший с мистической пятницей, 13-е, в рамках гастрольного тура по России в концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град» выступила самая знаменитая отечественная фолк-рок-группа «Мельница». Хелависа (в миру Наталья О’Шей) представила на суд зрителей программу «Альхимейра» – масштабную космическую сагу о любви и свободе, основанную на материале дилогии, которую составляют два последних альбома коллектива: «Алхимия» (2015) и «Химера» (2016). Виниловая пластинка «Альхимейра» вышла у группы осенью прошлого года и сразу вызвала огромный интерес у поклонников.

Как известно, группа "Мельница" играет исключительно акустическую музыку, поэтому на воронежском концерте поклонники, как обычно, услышали, пожалуй, все виды музыкальных инструментов: скрипку, виолончель, флейту, перкуссию, акустические гитары и др. Если добавить к этому совершенно волшебное, «космическое» световое оформление, магические тексты и народную (кельтскую, скандинавскую, русскую), а также средневековую музыку, то становится понятным, почему у всех присутствующих создавалось впечатление, что из обычной реальности они попали в какой-то сказочный, фантазийный мир…

DSC_0046.JPG

Концерт длился около двух с половиной часов, и за это время Хелависа успела исполнить не только песни из нового альбома («Война», «Колесо»», «Любовь во время зимы», «Голубая трава», «St. Exupery Blues»), но и давно полюбившиеся почитателям «Мельницы» композиции («Дракон», «Дороги», «Поезд на Мемфис», «Анестезия»). Наталья, которая ежегодно балует воронежских поклонников своими визитами, была немногословна. Лишь вначале поприветствовала публику словами: «Я очень рада снова всех видеть. У нас сейчас идет завершающая ветка тура «Альхимейра» в этом сезоне. Концерты проходят очень эмоционально, поскольку нам самим очень нравится эта программа…» А когда поклонники устроили ей флешмобы с поднятыми вверх бумажными бабочками (на «Шелкопряде») и с мыльными пузырями (во время песни «Об устройстве небесного свода»), певица лаконично поблагодарила: «Спасибо! Это было очень круто!» Зрители несли на сцену цветы и презенты, а в конце вызвали музыкантов «на бис», те вышли и спели композицию «Прощай».

Перед концертом Наталья О’Шей ответила на вопросы журналистов и поклонников в стенах радиостанции «Борнео».

«В моей семье всегда все было четко по расписанию!»

– Наталья, вы – певица, музыкант, играющий на кельтской арфе, гитаре, кастаньетах, перкуссии и фортепиано, плюс ко всему вы владеете четырьмя иностранными языками, являетесь кандидатом филологических наук, писателем, педагогом… Ваша нацеленность на учебу и целеустремленность – это заслуга родителей? Или вы со всем этим родились?

– Нет-нет, это семья в первую очередь. Я родилась в семье ученых и военных, поэтому знаю, что такое дисциплина. В 9 утра уже всегда был запланирован подвиг. Я не могу сказать, что надо мной был какой-то четкий контроль, и за мной строго следили родители. Но просто я видела, как работают мои бабушка, дедушка, родители… У всех в семье все было четко, по расписанию. Все понимали, что нужно делать для того, чтобы добиться успеха. Сначала посидеть, плотно поработать, а дальше наслаждаться результатом. Поэтому у меня вопроса не стояло – «пинать балду» или пойти чем-то полезным заняться.

1.jpg– А за «пинание балды» были наказания?

– Нет, потому что в положенное время для «пинания балды» можно было «пинать балду».

– А за двойки ругали?

– А у меня двоек не было никогда.

– А как с вашими детьми?

– Они разные. Старшая – менее собранная, как раз более склонная к "пинанию балды". Но если что-то ее заинтересует, то она начинает копошиться и идет к этому семимильными шагами. Как у Высоцкого – если я чего решил, то выпью обязательно. Младшая более системная. Такой научный работник, исследователь… У разных любознательность проявляется в разных областях. Если человеку интересно копошиться с букашечками, то сложно заинтересовать его изучением языков. Хотя и такое может случиться. Поэтому главное, на мой взгляд, родителям поймать область интересов ребенка – с чем интересно ему возиться и что узнавать.

– Часто ли вы теряете самообладание в общении с детьми, или получается все выруливать на одном тоне?

– Не часто, но бывает, конечно. Но обычно это аккумулирование эмоций. Если четыре раза попросили о чем-то, то на пятый раз можно уже рявкнуть. А если мама рявкнула, это значит – уже все: замигала красная лампочка, завыла сирена…

«И с «Арией», и с Ольгой Кормухиной у меня было фантастическое сотрудничество!»

– Расскажите, пожалуйста, немного о вашем сотрудничестве с группой "Ария". Как так получилось? Что вам запомнилось больше всего?

– Виталий Дубинин придумал позвать меня поучаствовать в акустической версии песни «Там высоко». Я естественно, тут же согласилась, и все завертелось. Мы по-быстрому приехали на студию к московскому звукорежиссеру Ивану Евдокимову, с которым все работали, потому что Ваня отлично пишет метал и акустику. Он как раз работал и с "арийцами", и с "Мельницей". Приехал Беркут, и мы все быстро записали. И два раза на юбилейных "арийских" концертах я выходила с ними петь. Нас обозвали «дуэт смерти пионера». Нет, ну хорошая получилась песня! Мне до сих пор очень нравится этот проект.


– А что можете сказать о проекте «Остров добрых дел», который курирует Ольга Кормухина? Вы же с ней даже исполнили совместную песню «Одна любовь»…

– Это очень симпатичный проект. Каждый год он проходит, но в разное время. Он непредсказуем, как сама Кормухина. В этом году я даже не знаю, когда она его придумает. А песня, которую мы спели, написана на музыку Владимира Капустина и стихи Маргариты Пушкиной – что само по себе является очень звездной комбинацией. Песня получилась очень красивая. Мы ее с Ольгой Борисовной исполняли на «Острове», а недавно еще и на ее концерте в "Крокусе". Он записывался, так что очень надеюсь, что эта концертная версия выйдет.

6.jpg– Рано или поздно многие рок-музыканты обращаются к регги… У «Чайфа» это «Аргентина-Ямайка», у «Кино» – «Бошетунмай», у Ольги Арефьевой – «Регги-Ковчег». Поклонники услышат когда-нибудь регги в исполнении «Мельницы»? «Дорога сна» могла бы заиграть новыми красками в ритме регги…

– Так была уже регги-«Мельница»… Была концертная версия «Контрабанды» в стиле регги… У нас в современной версии «Волкодава», который нам надоел хуже горькой редьки, поэтому мы над ней издеваемся, есть кусочек регги. Но для нас, на самом деле, регги – это баловство.

– А нет задумки выпустить к 9 Мая студийные версии замечательных песен «Туман» и «Пограничники»? Хочется старой мощи и нового звучания…

– Такая идея мне в голову не приходила, но спасибо. Неплохая идея. Насчет "Пограничников" я не уверена, что удастся дорыться до автора песни, и не знаю, насколько она сейчас актуальна. А вот про «Туманы» можно подумать.

«Я люблю играть языком – это моя профессиональная сфера деятельности!»

– Наталья, одно время были споры по поводу строки вашей песни: "Я разорву тебя на 99 ран". Не могли бы вы рассказать об этом лексическом сочетании? И любите ли вы такие приемы, которые озадачивают людей?

– Я люблю играть языком, потому что язык – это моя профессиональная сфера деятельности. Я считаю, что могу обходиться с ним как угодно. Я разорву тебя на 99 ран… 99 – это культовое число. Так же, как и 33 кольца в «Невесте полоза», это у меня отсылка на самом деле к индийской мифологии, когда Индра убивает гигантского дракона Вритру.

– Вам действительно "...доступно тайное знание – как свернуть пространство-время желанием", или эта фраза из песни – очередной отсыл к шибко умному произведению? Если отсыл, то к какому именно?

– Вот опять про отсылки к умным произведениям, в чем меня очень любят уличать. Да, если уж на то пошло, в альбоме «Люцифераза» есть специальный трек, который сворачивает пространство и время. Это мантра «Ом намах Шивайя», которая именно на это и работает. Если вы считаете это отсылкой, хорошо. «Мантра» – действительно шибко умное произведение.

– В ваших песнях очень много сказочного, мифического… Любили ли вы их читать в детстве, и сказки каких народов вам больше всего запали в душу?

– В детстве у меня был большой период увлечения чукотскими сказками. Там, где ворон заблевал своему врагу всю ярангу… Мне все это казалось чрезвычайно смешным. Теперь вороны становятся главными героями моих песен…

– Вы говорили, что слушаете музыку альбомами. Какие альбомы в своем плейлисте вы можете назвать концептуальными, и что в них цепляет?

– Я вообще считаю, что альбом не должен быть сборником, он должен быть именно концептуальным. Я верю в синглы, но также я верю и в альбомы. Мой топ-3 – это, естественно, третья пластинка Led Zeppelin, Queen и, как ни странно, – альбом группы «Калинов мост» «Выворотень».

DSC_0148.JPG

– Наталья, вы живете на две страны. Муж и дети – в Европе, вы – то там, то в России… При всем этом как вы относитесь к Родине, и можете ли назвать себя патриотом?

– Мне всегда очень обидно, когда меня называли эмигрантом или экспатом. Не считаю себя ни тем, ни другим. Вот именно, что я живу на две страны, и я буду продолжать работать в России и возвращаться сюда. Пока меня отсюда не вышлют… Поэтому – да, наверное, я патриот!

Фото автора и Марка Шишкина
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ