Пробки



Хелависа: "Музыка у нас – цепляющая, а тексты – как слоеный пирог"

29.04.2019, 18:42

Напомним , что сегодня на сцене Event-Hall Сити-парка «Град» выступит самая знаменитая отечественная фолк-рок-группа «Мельница», которая представит на суд воронежской публики программу «Альхимейра. Лучшее». Напомним, что коллектив играет акустическую и электроакустическую музыку. Инструменты: ирландская арфа, флейта и другие духовые, акустическая гитара, электрогитара, барабаны, бас-гитара. Музыкальное направление, в котором работает группа, принято относить к фолк-року, однако в числе творческих ориентиров музыкантов неизменно оказываются: Led Zeppelin, Pink Floyd, U2 и другие. В своих песнях основной автор группы, Наталья О’Шей, лингвист по образованию, опирается на широкую палитру образов всей индоевропейской мифологии и традиции классической русской поэзии.

Как всегда, поклонников группы ждет тщательно продуманный треклист и яркий визуальный ряд. Об этом и многом другом поведала сегодня в интервью корреспонденту "Горкома36" солистка коллектива Хелависа (в миру  Наталья О’Шей).

"Алхимейра. Лучшее"  завершающий аккорд истории, в которой группа «Мельница» жила без малого последние пять лет. Воронежцы услышат самые любимые песни и самые известные хиты группы. "Как всегда аудиторию ждет тщательно выверенная музыкальная драматургия, мощный звук, фантастический свет, а самое главное  неизменная любовь, с которой мы отдаемся своему творчеству и которой без остатка делимся с поклонниками»,  говорит Наталья.

"Не люблю излишнего внимания к своей персоне"

 Наталья, вы приезжаете в наш город с концертами ежегодно. Скажите, появились у вас здесь какие-то любимые места?

 Так мы ж ничего не видим! Мы приехали в Воронеж вчера поздно вечером и сразу легли спать. После завтрака у меня интервью с вами, потом на радио, затем концерт. Некогда и город посмотреть! Мы гуляем по городам, только если есть отдельный свободный день. Но такое, к сожалению, случается редко. Нам все это, конечно, интересно, но происходит это, как правило, на дальних переездах. Из-за разницы во времени мы не можем вылететь в Сибирь, во Владивосток или Иркутск в день концерта  иначе мы просто не долетим. Поэтому начиная с Урала мы заезжаем в город накануне, и тогда имеем возможность ознакомиться с достопримечательностями. Мы любим гулять по Владивостоку, там у нас бывает половина свободного дня. Южные города тоже любим  Ростов, Краснодар... На Байкал из Иркутска ездили...

 А когда прогуливаетесь по городам, узнают? Или хорошо маскируетесь?

 Я думаю, что хорошо маскируюсь, но это не всегда помогает. Последний раз мы пошли гулять по Красноярску. Идем по набережной, и за спиной я слышу: "Это она? Ой, это правда она?" Нагулялись! Я просто не люблю внимания к своей персоне, если я не на сцене.

 А с поклонниками поддерживаете какую-то связь, общаетесь?

 У нас есть очень большой фан-клуб, и мы общаемся с ним дистанционно. У нас очень активные группы в соцсетях, на канале Телеграм, в инстаграме. Мы общаемся с "верхушкой" фан-клуба, передаем им информацию, и они ее уже распространяют.

 Когда читаете публикации о себе, бывает, что обижаетесь, или, может быть, что-то злит?

 Я процитирую сейчас дорогого Вадима Рудольфовича Самойлова (exs. "Агата Кристи"), который лет 15 назад на такой же вопрос в интервью ответил так: "Интернетов не читаем и говна себе не ищем". Я тогда не очень поняла его, так как была молодым артистом. Думаю: "Вадик, какая же у тебя шкура  как у носорога!" А я всякий раз, прочитав какую-нибудь фигню о себе, которую написал какой-нибудь пользователь ЖЖ, расстраивалась и думала  наверное, мы действительно что-то делаем не так. А потом поняла, что нужно очень четко отделять зерна от плевел, и понимать, что те люди, которые что-то пишут  как правило, пишут о себе, свою проекцию на мир...

Мы, конечно, читаем отзывы. В первую очередь обращаем внимание на эмоциональность отзывов. И на процентное соотношение, что людям более интересно. К примеру, у нас вышел альбом "Люцифераза" в прошлом году, и мы смотрели отдельно, как люди реагируют на сингл "Поверь", на клип "Поверь", сам альбом, на клип "Кракатук", клип "Шей", цифровое делюксовое издание, сингл "Саламандра"... И по всем этим позициям мы смотрели реакцию людей. Если отзывы были такие: "Боже, я ждал этого всю жизнь! Как это прекрасно!", а следом "Какое говно! Как можно это слушать?", мы понимали, что у нас все получилось. То есть когда люди реагируют эмоционально, неважно, в какую сторону направлены эти эмоции, это здорово. А если бы равнодушно написали "ну, какой-то проходной альбом...", то стоило бы призадуматься.

 Радислав Гандапас говорит, что отдыхать нужно каждые 3 месяца. У вас так получается? Когда последний раз отдыхали, и где предпочитаете это делать?

 Каждые три месяца? Отпуск? Ну клево ему, если есть такая возможность. Я об этом даже не мечтаю. Я и не помню, когда он у меня был-то последний раз... У меня была неделя в семье в начале прошлого лета. Ну правда, это был не отпуск, а социальные функции. А потом не было ничего. Очень надеюсь, что в конце грядущего лета получится отдохнуть 12 дней в Прибалтике.

DSCF2732.JPG

 То есть детей вы нечасто вывозите?

 У меня дети живут на море! Мы же в Израиле живем. Из Ирландии переехали лет 15 назад. Но так как Ирландия – это остров, его окружает море.

"Возможно, мы оставим след в вечности"

 В вашем творчестве прослеживаются кельтские, скандинавские, японские, даже тюркские мотивы. Не планируете открывать какие-то новые миры, может быть, обратиться к африканской или индейской мифологии?

 Очень может быть. Мне нравится африканская мифология, мне нравятся первобытные народы. Это все чрезвычайно интересно, но все зависит от того, куда меня вдохновение заведет. Я никогда не ставлю себе цели написать что-нибудь эдакое. Но при этом ни от чего не зарекаюсь и вообще это вовсе не обязательно должна быть земная мифология. В дилогии "Альхимейра" и в ее продолжении  пластинке "Люцифераза" мы построили новый космический мир, открыли галактику и пару планетарных систем в ней и придумали их собственную мифологию. У меня есть еще много идей, но распространяться о них не буду  тут главное не спугнуть.

 У вас сложная образная смысловая система в песнях, чтобы их понять, нужно обладать какой-то определенной эрудицией. И при этом вы самая популярная фолк-группа в стране  парадокс! Как вы себе объясняете такую массовую популярность?

 Ну, во-первых, у нас музыка цепляющая. А во-вторых, мои тексты  как слоеный пирог. Не обязательно обладать энциклопедической эрудированностью для того, чтобы эти тексты воспринимать. При написании песен я не ставлю целью напихать в них как можно больше смыслов, символов, метафор и отсылок. Я их пишу для того, чтобы что-то сказать. Это как волшебник у Шварца: "Я собрал всех этих людей вместе просто для того, чтобы поговорить с тобой о любви". Вот и я, как тот волшебник, хочу периодически поговорить с кем-нибудь о любви, но я не умею говорить просто и прямо, я немедленно начинаю мыслить трехмерно, если не четырехмерно. И поэтому у меня появляются все эти пласты, которые люди могут раскапывать, а могут, в принципе, и не раскапывать.

Недавно в своем Инстаграме я устроила две "угадайки", где я предлагала слушателям решить некоторые философско-лингвистические задачки, связанные с моими песнями. Люди очень радостно это восприняли, начали что-то копать. И это очень круто! И даже если люди ушли куда-то в другую степь и не докопались до смысла, который закладывала я, ничего страшного! Зато они узнали для себя что-то новое, пока копали. У них образовались новые нейронные связи в голове.

 А бывает, что раскапывают то, о чем вы сами даже не подозревали?

 Да, бывает и такое. Говорят  автор, ты ничего не понял. Сейчас мы тебе расскажем, как было на самом деле. Иногда бывает – я что-нибудь ляпну в шутку, а люди это воспринимают за чистую монету. Как-то раз я работала переводчицей на Параде Святого Патрика в Москве, и для него Большой московский цирк предоставил слона. В параде шел слоненок, на щиколотках которого были надеты манжетки в цветах ирландского флага. Это все выглядело очень мило  парад, волынщики, ирландские волкодавы и слон. Поскольку было очень холодно, мы выпили немного горячего виски, и ирландский посол мне сказал: "Наташ, скажи, что слона тоже из Ирландии привезли!" Я, как профессиональный переводчик, перевожу то, что мне говорят, поэтому тут же выдала в микрофон: "И специально привезенный из Ирландии слон, бла-бла-бла!" На следующий день в "Коммерсанте" вышла статья с заголовком: "Ирландцы привезли слона". Такое происходит постоянно. Однажды меня спросили  ну скажите, о чем ваша песня "Неперелетные" Я ответила: "Про пингвинов!" И все, с тех пор все считают, что это песня про пингвинов.

 А вам самой не кажется, что с каждым годом ваше творчество становится все сложнее и сложнее? К чему в итоге все это приведет?

 В итоге? К смерти и забвению. Но возможно, мы оставим след в вечности. Кстати, мне вовсе не кажется, что мое творчество становится сложнее. С текстовой и музыкальной точки зрения – нет, если только с точки зрения аранжировок и того, как песня строится. Вот шоу действительно становится сложнее. Это и сценография, и тщательно отстроенный звук, и очень хороший свет  он сейчас очень важную часть в шоу занимает!

"Мы готовимся к юбилейному шоу, и пока дуэтов не планируем!"

 Волшебство не только в ваших песнях, оно ведь происходит и в вашей жизни... БГ был кумиром вашего детства, и даже не мечтали спеть дуэтом. А тут появилась у вас песня "Черный дрозд", вы представили, как хорошо в ней звучал бы голос Гребенщикова, и спели дуэтом. Так же было и с Шклярским, и с Ревякиным... Стоит только подумать, и мечты сбываются!

 Ну это не то, что "стоит только подумать". Это стоило подумать, сконцентрироваться на этом, и эту мысль долго думать. А потом подцепить интуитивно нужный момент и сделать соответствующий заход.

 Сейчас есть в планах еще с кем-то записать дуэты?

 Пока нет. Сейчас я думаю, кого позвать в качестве гостей на наши юбилейные концерты, которые пройдут осенью в Москве в "Крокусе" и в Питере в БКЗ. Пока потихоньку собираем наше собственное шоу, и как только закончим, начнем разговаривать с потенциальными гостями. Пока могу сказать, что в этой программе будут собраны все знаковые песни из 20 лет нашего творчества. Будет новое световое шоу, также мы работаем над видеорядом к каждой песне... С этим юбилейным шоу мы будем ездить по стране примерно год-полтора. А сам юбилей "Мельницы" будет отмечаться 15 октября нынешнего года.

 Вам как лингвисту и филологу тошно слушать, что сейчас поют со сцены?

 Я не слушаю, я закрываюсь и отсекаю все это. Попсу я имею в виду. Но попсу и не нужно слушать, как тексты. А в роке есть много хороших текстов  у БГ, у ДДТ. В плейлисте моего айфона вы найдете два последних альбома Бориса Борисовича Гребенщикова, последний альбом ДДТ, Оксимирона...

 На ваших песнях растет уже второе поколение, а на чем росли вы, и на чем, кроме вашей музыки, растут ваши дети?

 Я росла на классической музыке, бардовской песне, на "Битлз" и Эндрю Ллойде Уэббере. А мои дети слушают ирландскую фолк-музыку и современных девчонок, таких как Билли Айлиш, Ариана Гранде... Старшая ведь у меня еще танцует, занимается хип-хопом. Поэтому у нее должны быть такие вещи в плейлисте.

"Зная, что я это не одобряю, мои дети хвастаются дозированно"

 У ваших дочек есть любимая песня в исполнении мамы?

 Есть, конечно. Но они любят разные песни. Обеим нравятся "Дороги" и "Шей"  они под нее начинают скакать. Нине нравится "Марсианский экспресс", Уне  "Двери Тамерлана". Они в машине включают мои песни, с удовольствием подружкам-одноклассникам в школе показывают клипы.

 Хвалятся, что мама известная певица?

 Да, но аккуратно. Они знают, что маме не нравится, когда они хвастаются, поэтому они делают это дозированно, в пределах нормы.

 Вы их строго воспитываете? Я читала, что между приемами пищи им даже йогурт нельзя съесть...

 Про йогурт  так моя свекровь считает. Я за то, чтобы дети "паслись", а свекровь запрещала им употреблять что-либо между приемами пищи. Но я за то, чтобы дети "паслись" здоровой пищей, а не сникерсами и жареной картошкой. Ребенок не может питаться по режиму, как взрослый человек, который ходит в качалку и должен есть строго каждые три часа. Ясно, что иногда сахар падает, и нужно съесть яблоко или йогурт. При этом я воспитываю их достаточно строго. Но периодически я устраиваю "пижамные дни", или "дни непослушания". Мне кажется, что нужен баланс. Они говорят  у нас мама строгая, но хорошая.

 Вы их всесторонне развиваете, по музеям водите, обучаете игре на арфе и скрипке...

 Скрипка и арфа – это было поверхностно, сейчас, после переезда, у них в основном фортепиано и пение. Но я им не навязываю музыкальную карьеру, пусть сами выбирают, куда душа потянет. Пока я не давлю, но если они выберут музыкальную карьеру, то им придется над этим работать гораздо серьезнее. А пока просто: хочу  пою, хочу  играю. Я стараюсь развивать детей во всех направлениях. Постоянно куда-то вожу их. Гулять на детской площадке или ходить по детским развлекательным центрам с клоунами и аниматорами  это не про меня, мне это не интересно. Зато мы с удовольствием ходим с детьми по музеям, ездим по разным странам. Сейчас собираемся летом съездить в Лондон  посетить лондонские музеи и студию Уорнер Бразерс, где снимали "Гарри Поттера".

 А говорите – отпуска не бывает...

 Это не отпуск, это образовательная поездка. И им это очень нравится. Они с детства со мной так ездят... Кроме того, у нас же есть с моей коллегой Натальей Лапкиной проект выездных лагерей. Детская Академия наук "Аура". Я там преподаю, и, естественно, когда еду  беру детей. Базируется все это в Москве, но выездные лагеря – по всему миру. Мы с детьми были в Британии, Финляндии, в Вене, Будапеште, Риме, Венеции. Сейчас планируем Грецию.

 Когда в одном из таких лагерей ваши дочки прыгали по крыше сарая, ваш муж сказал, что вы безответственная мать, раз позволили им это...

 Он аргументировал это тем, что они могли упасть. Он не очень любит, когда мы дурака валяем. Сам он любит с ними заниматься историей, ему это интересно. История Ирландии, история семьи, история антарктических исследований  у меня старшая дочь Нина фанатка этого дела. Он любит изучать с ними что-либо из географии, с удовольствием помогает делать им домашку, на что у меня лично терпения не хватает. Девчонки у меня хорошо учатся, младшая вообще отличница.

Благодарим Лабораторию искусств "ART.-LAB." за помощь в организации интервью. 

Автор: Марина Хоружая
Смотреть все статьи
Читайте также:
Отходный промысел: почему в Воронеже дорожает вывоз мусора?
Подробно


Все материалы автора в рубрике "Культура"


Все материалы автора в жанре "Интервью"