Напомним , что сегодня на сцене Event-Hall Сити-парка «Град» выступит самая знаменитая отечественная фолк-рок-группа «Мельница», которая представит на суд воронежской публики программу «Альхимейра. Лучшее». Напомним, что коллектив играет акустическую и электроакустическую музыку. Инструменты: ирландская арфа, флейта и другие духовые, акустическая гитара, электрогитара, барабаны, бас-гитара. Музыкальное направление, в котором работает группа, принято относить к фолк-року, однако в числе творческих ориентиров музыкантов неизменно оказываются: Led Zeppelin, Pink Floyd, U2 и другие. В своих песнях основной автор группы, Наталья О’Шей, лингвист по образованию, опирается на широкую палитру образов всей индоевропейской мифологии и традиции классической русской поэзии.
Как всегда, поклонников группы ждет тщательно продуманный треклист и яркий визуальный ряд. Об этом и многом другом поведала сегодня в интервью корреспонденту "Горкома36" солистка коллектива Хелависа (в миру – Наталья О’Шей).
"Алхимейра. Лучшее" – завершающий аккорд истории, в которой группа «Мельница» жила без малого последние пять лет. Воронежцы услышат самые любимые песни и самые известные хиты группы. "Как всегда аудиторию ждет тщательно выверенная музыкальная драматургия, мощный звук, фантастический свет, а самое главное – неизменная любовь, с которой мы отдаемся своему творчеству и которой без остатка делимся с поклонниками», – говорит Наталья.
"Не люблю излишнего внимания к своей персоне"
– Наталья, вы приезжаете в наш город с концертами ежегодно. Скажите, появились у вас здесь какие-то любимые места?
– Так мы ж ничего не видим! Мы приехали в Воронеж вчера поздно вечером и сразу легли спать. После завтрака у меня интервью с вами, потом на радио, затем концерт. Некогда и город посмотреть! Мы гуляем по городам, только если есть отдельный свободный день. Но такое, к сожалению, случается редко. Нам все это, конечно, интересно, но происходит это, как правило, на дальних переездах. Из-за разницы во времени мы не можем вылететь в Сибирь, во Владивосток или Иркутск в день концерта – иначе мы просто не долетим. Поэтому начиная с Урала мы заезжаем в город накануне, и тогда имеем возможность ознакомиться с достопримечательностями. Мы любим гулять по Владивостоку, там у нас бывает половина свободного дня. Южные города тоже любим – Ростов, Краснодар... На Байкал из Иркутска ездили...
– А когда прогуливаетесь по городам, узнают? Или хорошо маскируетесь?
– Я думаю, что хорошо маскируюсь, но это не всегда помогает. Последний раз мы пошли гулять по Красноярску. Идем по набережной, и за спиной я слышу: "Это она? Ой, это правда она?" Нагулялись! Я просто не люблю внимания к своей персоне, если я не на сцене.
– А с поклонниками поддерживаете какую-то связь, общаетесь?
– У нас есть очень большой фан-клуб, и мы общаемся с ним дистанционно. У нас очень активные группы в соцсетях, на канале Телеграм, в инстаграме. Мы общаемся с "верхушкой" фан-клуба, передаем им информацию, и они ее уже распространяют.
– Когда читаете публикации о себе, бывает, что обижаетесь, или, может быть, что-то злит?
– Я процитирую сейчас дорогого Вадима Рудольфовича Самойлова (exs. "Агата Кристи"), который лет 15 назад на такой же вопрос в интервью ответил так: "Интернетов не читаем и говна себе не ищем". Я тогда не очень поняла его, так как была молодым артистом. Думаю: "Вадик, какая же у тебя шкура – как у носорога!" А я всякий раз, прочитав какую-нибудь фигню о себе, которую написал какой-нибудь пользователь ЖЖ, расстраивалась и думала – наверное, мы действительно что-то делаем не так. А потом поняла, что нужно очень четко отделять зерна от плевел, и понимать, что те люди, которые что-то пишут – как правило, пишут о себе, свою проекцию на мир...
Мы, конечно, читаем отзывы. В первую очередь обращаем внимание на эмоциональность отзывов. И на процентное соотношение, что людям более интересно. К примеру, у нас вышел альбом "Люцифераза" в прошлом году, и мы смотрели отдельно, как люди реагируют на сингл "Поверь", на клип "Поверь", сам альбом, на клип "Кракатук", клип "Шей", цифровое делюксовое издание, сингл "Саламандра"... И по всем этим позициям мы смотрели реакцию людей. Если отзывы были такие: "Боже, я ждал этого всю жизнь! Как это прекрасно!", а следом "Какое говно! Как можно это слушать?", мы понимали, что у нас все получилось. То есть когда люди реагируют эмоционально, неважно, в какую сторону направлены эти эмоции, это здорово. А если бы равнодушно написали "ну, какой-то проходной альбом...", то стоило бы призадуматься.
– Радислав Гандапас говорит, что отдыхать нужно каждые 3 месяца. У вас так получается? Когда последний раз отдыхали, и где предпочитаете это делать?
– Каждые три месяца? Отпуск? Ну клево ему, если есть такая возможность. Я об этом даже не мечтаю. Я и не помню, когда он у меня был-то последний раз... У меня была неделя в семье в начале прошлого лета. Ну правда, это был не отпуск, а социальные функции. А потом не было ничего. Очень надеюсь, что в конце грядущего лета получится отдохнуть 12 дней в Прибалтике.
– То есть детей вы нечасто вывозите?
– У меня дети живут на море! Мы же в Израиле живем. Из Ирландии переехали лет 15 назад. Но так как Ирландия – это остров, его окружает море.
"Возможно, мы оставим след в вечности"
– В вашем творчестве прослеживаются кельтские, скандинавские, японские, даже тюркские мотивы. Не планируете открывать какие-то новые миры, может быть, обратиться к африканской или индейской мифологии?
– Очень может быть. Мне нравится африканская мифология, мне нравятся первобытные народы. Это все чрезвычайно интересно, но все зависит от того, куда меня вдохновение заведет. Я никогда не ставлю себе цели написать что-нибудь эдакое. Но при этом ни от чего не зарекаюсь и вообще это вовсе не обязательно должна быть земная мифология. В дилогии "Альхимейра" и в ее продолжении – пластинке "Люцифераза" мы построили новый космический мир, открыли галактику и пару планетарных систем в ней и придумали их собственную мифологию. У меня есть еще много идей, но распространяться о них не буду – тут главное не спугнуть.
– У вас сложная образная смысловая система в песнях, чтобы их понять, нужно обладать какой-то определенной эрудицией. И при этом вы самая популярная фолк-группа в стране – парадокс! Как вы себе объясняете такую массовую популярность?
– Ну, во-первых, у нас музыка цепляющая. А во-вторых, мои тексты – как слоеный пирог. Не обязательно обладать энциклопедической эрудированностью для того, чтобы эти тексты воспринимать. При написании песен я не ставлю целью напихать в них как можно больше смыслов, символов, метафор и отсылок. Я их пишу для того, чтобы что-то сказать. Это как волшебник у Шварца: "Я собрал всех этих людей вместе просто для того, чтобы поговорить с тобой о любви". Вот и я, как тот волшебник, хочу периодически поговорить с кем-нибудь о любви, но я не умею говорить просто и прямо, я немедленно начинаю мыслить трехмерно, если не четырехмерно. И поэтому у меня появляются все эти пласты, которые люди могут раскапывать, а могут, в принципе, и не раскапывать.
Недавно в своем Инстаграме я устроила две "угадайки", где я предлагала слушателям решить некоторые философско-лингвистические задачки, связанные с моими песнями. Люди очень радостно это восприняли, начали что-то копать. И это очень круто! И даже если люди ушли куда-то в другую степь и не докопались до смысла, который закладывала я, ничего страшного! Зато они узнали для себя что-то новое, пока копали. У них образовались новые нейронные связи в голове.
– А бывает, что раскапывают то, о чем вы сами даже не подозревали?
– Да, бывает и такое. Говорят – автор, ты ничего не понял. Сейчас мы тебе расскажем, как было на самом деле. Иногда бывает – я что-нибудь ляпну в шутку, а люди это воспринимают за чистую монету. Как-то раз я работала переводчицей на Параде Святого Патрика в Москве, и для него Большой московский цирк предоставил слона. В параде шел слоненок, на щиколотках которого были надеты манжетки в цветах ирландского флага. Это все выглядело очень мило – парад, волынщики, ирландские волкодавы и слон. Поскольку было очень холодно, мы выпили немного горячего виски, и ирландский посол мне сказал: "Наташ, скажи, что слона тоже из Ирландии привезли!" Я, как профессиональный переводчик, перевожу то, что мне говорят, поэтому тут же выдала в микрофон: "И специально привезенный из Ирландии слон, бла-бла-бла!" На следующий день в "Коммерсанте" вышла статья с заголовком: "Ирландцы привезли слона". Такое происходит постоянно. Однажды меня спросили – ну скажите, о чем ваша песня "Неперелетные" Я ответила: "Про пингвинов!" И все, с тех пор все считают, что это песня про пингвинов.
– А вам самой не кажется, что с каждым годом ваше творчество становится все сложнее и сложнее? К чему в итоге все это приведет?
– В итоге? К смерти и забвению. Но возможно, мы оставим след в вечности. Кстати, мне вовсе не кажется, что мое творчество становится сложнее. С текстовой и музыкальной точки зрения – нет, если только с точки зрения аранжировок и того, как песня строится. Вот шоу действительно становится сложнее. Это и сценография, и тщательно отстроенный звук, и очень хороший свет – он сейчас очень важную часть в шоу занимает!
"Мы готовимся к юбилейному шоу, и пока дуэтов не планируем!"
– Волшебство не только в ваших песнях, оно ведь происходит и в вашей жизни... БГ был кумиром вашего детства, и даже не мечтали спеть дуэтом. А тут появилась у вас песня "Черный дрозд", вы представили, как хорошо в ней звучал бы голос Гребенщикова, и спели дуэтом. Так же было и с Шклярским, и с Ревякиным... Стоит только подумать, и мечты сбываются!
– Ну это не то, что "стоит только подумать". Это стоило подумать, сконцентрироваться на этом, и эту мысль долго думать. А потом подцепить интуитивно нужный момент и сделать соответствующий заход.
– Сейчас есть в планах еще с кем-то записать дуэты?
– Пока нет. Сейчас я думаю, кого позвать в качестве гостей на наши юбилейные концерты, которые пройдут осенью в Москве в "Крокусе" и в Питере в БКЗ. Пока потихоньку собираем наше собственное шоу, и как только закончим, начнем разговаривать с потенциальными гостями. Пока могу сказать, что в этой программе будут собраны все знаковые песни из 20 лет нашего творчества. Будет новое световое шоу, также мы работаем над видеорядом к каждой песне... С этим юбилейным шоу мы будем ездить по стране примерно год-полтора. А сам юбилей "Мельницы" будет отмечаться 15 октября нынешнего года.
– Вам как лингвисту и филологу тошно слушать, что сейчас поют со сцены?
– Я не слушаю, я закрываюсь и отсекаю все это. Попсу я имею в виду. Но попсу и не нужно слушать, как тексты. А в роке есть много хороших текстов – у БГ, у ДДТ. В плейлисте моего айфона вы найдете два последних альбома Бориса Борисовича Гребенщикова, последний альбом ДДТ, Оксимирона...
– На ваших песнях растет уже второе поколение, а на чем росли вы, и на чем, кроме вашей музыки, растут ваши дети?
– Я росла на классической музыке, бардовской песне, на "Битлз" и Эндрю Ллойде Уэббере. А мои дети слушают ирландскую фолк-музыку и современных девчонок, таких как Билли Айлиш, Ариана Гранде... Старшая ведь у меня еще танцует, занимается хип-хопом. Поэтому у нее должны быть такие вещи в плейлисте.
"Зная, что я это не одобряю, мои дети хвастаются дозированно"
– У ваших дочек есть любимая песня в исполнении мамы?
– Есть, конечно. Но они любят разные песни. Обеим нравятся "Дороги" и "Шей" – они под нее начинают скакать. Нине нравится "Марсианский экспресс", Уне – "Двери Тамерлана". Они в машине включают мои песни, с удовольствием подружкам-одноклассникам в школе показывают клипы.
– Хвалятся, что мама известная певица?
– Да, но аккуратно. Они знают, что маме не нравится, когда они хвастаются, поэтому они делают это дозированно, в пределах нормы.
– Вы их строго воспитываете? Я читала, что между приемами пищи им даже йогурт нельзя съесть...
– Про йогурт – так моя свекровь считает. Я за то, чтобы дети "паслись", а свекровь запрещала им употреблять что-либо между приемами пищи. Но я за то, чтобы дети "паслись" здоровой пищей, а не сникерсами и жареной картошкой. Ребенок не может питаться по режиму, как взрослый человек, который ходит в качалку и должен есть строго каждые три часа. Ясно, что иногда сахар падает, и нужно съесть яблоко или йогурт. При этом я воспитываю их достаточно строго. Но периодически я устраиваю "пижамные дни", или "дни непослушания". Мне кажется, что нужен баланс. Они говорят – у нас мама строгая, но хорошая.
– Вы их всесторонне развиваете, по музеям водите, обучаете игре на арфе и скрипке...
– Скрипка и арфа – это было поверхностно, сейчас, после переезда, у них в основном фортепиано и пение. Но я им не навязываю музыкальную карьеру, пусть сами выбирают, куда душа потянет. Пока я не давлю, но если они выберут музыкальную карьеру, то им придется над этим работать гораздо серьезнее. А пока просто: хочу – пою, хочу – играю. Я стараюсь развивать детей во всех направлениях. Постоянно куда-то вожу их. Гулять на детской площадке или ходить по детским развлекательным центрам с клоунами и аниматорами – это не про меня, мне это не интересно. Зато мы с удовольствием ходим с детьми по музеям, ездим по разным странам. Сейчас собираемся летом съездить в Лондон – посетить лондонские музеи и студию Уорнер Бразерс, где снимали "Гарри Поттера".
– А говорите – отпуска не бывает...
– Это не отпуск, это образовательная поездка. И им это очень нравится. Они с детства со мной так ездят... Кроме того, у нас же есть с моей коллегой Натальей Лапкиной проект выездных лагерей. Детская Академия наук "Аура". Я там преподаю, и, естественно, когда еду – беру детей. Базируется все это в Москве, но выездные лагеря – по всему миру. Мы с детьми были в Британии, Финляндии, в Вене, Будапеште, Риме, Венеции. Сейчас планируем Грецию.
– Когда в одном из таких лагерей ваши дочки прыгали по крыше сарая, ваш муж сказал, что вы безответственная мать, раз позволили им это...
– Он аргументировал это тем, что они могли упасть. Он не очень любит, когда мы дурака валяем. Сам он любит с ними заниматься историей, ему это интересно. История Ирландии, история семьи, история антарктических исследований – у меня старшая дочь Нина фанатка этого дела. Он любит изучать с ними что-либо из географии, с удовольствием помогает делать им домашку, на что у меня лично терпения не хватает. Девчонки у меня хорошо учатся, младшая вообще отличница.
Благодарим Лабораторию искусств "ART.-LAB." за помощь в организации интервью.