Два Петра
Указующая десница
Устоял и вернулся
Три Ленина
«Главный» Кольцов
Памятник Кольцову в сквере его имени – памятник № 2 по времени появления в городе.
Изначально главная площадь в Воронеже предназначалась для конного торга. «Пахучий» рынок по мере расширения границ города перенесли за современную Кольцовскую улицу, а Староконную площадь начали осваивать под другое. Во второй половине 1820-х построили Московскую полицейскую часть с пожарной каланчой.
Плац перед ней преобразовали в благоустроенный сквер в 1868 году, когда здесь открыли памятник поэту Алексею Кольцову. В конце XIX века какое-то время была традиция – летом вокруг памятников Петру и Кольцову устанавливать пальмы в кадках (см. фото Петра). Кстати, на открытие памятника Кольцову приезжал дипломатический представитель США в Российской империи консул Е.Скайлер.
Сбор средств «по подписке» (подписным листам) организовали по инициативе сестры поэта и газеты «Губернские ведомости».
Первоначально сам сквер был организован вокруг памятника поэту, который смотрел на Большую Московскую улицу (Плехановскую) (см. фото Кольцовского сквера начала XX века).
В 1940 при советском строительстве гостиницы «Воронеж» (сейчас – офисное здание с башней и городскими часами на площади Ленина) Кольцова отодвинули на десяток метров от здания вглубь сквера и почему-то развернули на 180 градусов, затылком к центральной улице. В 1942 году оккупанты в Кольцовском сквере устроили кладбище пехотной дивизии, Кольцова не тронули, так и простоял он в окружении могильных крестов до освобождения города в январе 1943-го. Так что «главный» Кольцов – не «идентичный натуральному», как Ленин и Петр, а первоначальный.
Основатель «Гайд-парка» по-воронежски
Третий по времени появления памятник в Воронеже – поэту Никитину. В сборе средств для установки памятника участвовали и воронежцы, и жители всей России. Его устанавливали уже в эру фотографии – на фото церемонии открытия памятника И. С. Никитину в 1911 году поражает количество присутствующих людей.
И дальше именно Никитин стал магнитом, притягивающим на площадь своего имени большое скопление народа во время волнений, торжеств и гуляний. Бурлила здесь митинговая стихия в дни Февральской революции 1917-го, в том же году здесь прошла первомайская демонстрация и пр. В репортаже газеты «Воронежский телеграф» о присяге гарнизона города Временному правительству 15 марта 1917 года есть намек на обоснование причин такого притяжения: «Центром ознаменования праздника революции был памятник И. С. Никитину. Статуя поэта с печально поникшей головой и с тяжкой думой о нуждах и скорбях многострадального русского народа...»
И сейчас памятник Никитину – главное место проведения публичных мероприятий (митингов, пикетов и др.).
С места на место и обратно
В 1930-х при появлении здесь первого светофора для «расчистки» проезжей части памятник Никитину передвинули в Кольцовский сквер. Там он 40 лет сидел почему-то спиной к другому поэту и счастливым семьям воронежцев с детворой, отдыхающим у фонтана. Зато у его ног сооружали роскошную клумбу. В 1935 году выложили цветами орден Ленина, которым была награждена область. Затем каждый день (!) летом выкладывали цветами год, число и месяц.
В войну счастливо уцелел. Есть даже несколько краеведческих легенд на тему «Почему оккупанты бронзового Никитина не тронули». В Германии всегда любили памятники и делали их не только из бронзы и бетона, но и из дерева. Деревянные было принято красить в зеленый цвет, под состаренную бронзу. Воронежского же Никитина к какому-то празднику перед войной покрасили зеленой масляной краской вместо чистки окислившихся пятен на бронзе.
Другая байка. Немец – представитель трофейной команды – осматривал памятник Никитину, рядом с последним сидел старый еврей, известная в Воронеже личность, то ли фотограф, то ли парикмахер. Немец обратился к переводчику с вопросом «Васт ист дас?», имея в виду Никитина.
Переводчик же, из местных, думая, что вопрос про еврея, назвал его фамилию: «Дас ист Фихтебаум!», чем и решил судьбу памятника.
«Фихтебаум» на немецком означает «хвойное дерево». Покрашенный зеленым деревянный памятник, решил немец.
В 1973 году памятник Никитину вернули на законное место.
«Невезучий» дублер Кольцов
Самый тяжелый и массивный памятник Воронежа – памятник Кольцову образца 1976 года на Советской площади. Согласно первоначальному замыслу его поставили почти на кромке холма на возвышении, когда рядом строили новое здание драмтеатра его имени. Сама фигура словно нависала над холмом. Есть фото тех лет – тогда даже пшеницу посадили вокруг памятника, чтобы усилить ассоциацию с его поэзией.
В 1997 году Кольцова задвинули вглубь сквера. Якобы ближе к входу в драмтеатр и якобы воронежцам не нравилось. Я думаю, здесь учитывалось негласное мнение православной епархии – убрать массивный памятник от входа в Покровский храм.
А задумка первоначальная хорошая была. Но нет, не приживаются пока на подлинно исторических воронежских холмах памятники, начиная с Петра. А могли бы смотреться живописно, быть видны из разных мест, включая левый берег, стать визитной карточкой города.Конечно, и про этот памятник появилась городская легенда – «Шинель Дзержинского». Якобы скульптура изначально изготавливалась для Дзержинского или другого политика. Когда же поступил заказ на памятник Кольцову, скульптор Бондаренко «приставил» к заготовке голову поэта. На самом деле типичная для советской монументальной скульптуры фигура Кольцова выполнена из массивных блоков гранита, которые держатся под собственной тяжестью. Отсюда и подобие длинного пальто, шинели – чтобы тяжелые блоки были устойчивы.
«Отсидевший» Бунин
Наверняка все помнят знаменитый диалог из культового советского фильма «Джентльмены удачи»:
– Может, памятник там?
– Памятник был.
– Чей?
– А я знаю? Мужик какой-то…
– С бородой? C бакенбардами?
– Да не помню я… О! В пиджаке!
– Сидячий?
– Чего?
– Сидит? Ну мужик этот?
– Во деревня! Кто ж его посадит? Он же памятник! Карту купи, лапоть!
А ведь мало кому известно, что памятник Бунину в свое время был «посажен». При поддержке сообщества «Воронеж. Пешком» я провожу «походы-беседы с историком» для всех желающих. Стоим как-то у памятника Бунину. Вдруг подходит мужчина и говорит: «А вы знаете, что Бунин сидел?» Естественно, народ потребовал разъяснений! И наш случайный гость рассказал о том, чему был свидетелем. В середине 1990-х бронзового Бунина уже привезли из Москвы, но доделывали постамент. Пока памятник не установили в сквере, его хранили во внутреннем дворе воронежской тюрьмы на Заставе. Таким образом, примерно 3 месяца Бунин «отсидел».
Владимир РАЗМУСТОВ, историк, политолог