2024-04-19

Камень и любовь: история создания, факты и легенды самого популярного моста Воронежа

Начиная с весны Каменный мост в Воронеже – зона притяжения свадебных кортежей (сегодняшняя ситуация с коронавирусом – исключение – прим. ред). История же его, а также значение для города гораздо интереснее и значительнее. Он мог бы многое рассказать, если б умел. Расскажем мы за него.

Начиная с весны Каменный мост в Воронеже – зона притяжения свадебных кортежей (сегодняшняя ситуация с коронавирусом – исключение – прим. ред). История же его, а также значение для города гораздо интереснее и значительнее. Он мог бы многое рассказать, если б умел. Расскажем мы за него.

Ямская слобода

Первоначально здесь проходила дорога от крепости Воронеж на Москву. А в 1624 году разместили Ямскую слободу – служилых ямщиков, обязанных «гонять» почту. С помощью системы «ямов» на расстоянии 40-50 верст друг от друга с Москвой тогда были соединены Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск. И южная крепость Воронеж.

Именно здесь впервые проезжал Петр I в начале марта 1696 года. А еще по этой дороге прибыли несколько тысяч работных людей и часть судов, построенных под Москвой и разобранных для перевозки на санях – для Азовской флотилии. Части кораблей для сборки спускали по обледенелому оврагу-«желобу» (сейчас – ул. Чернышевского) вниз к верфям.

Ввиду особого значения нашего города для Петра I, для жителей Ямской слободы настали нелегкие времена. По воле царя почта и грузы доставлялись из Москвы за три дня. Нестись на лошадях надо было днем и ночью. Часть ямщиков просто сбежали, остались самые смелые и отчаянные. А дорога Москва – Воронеж была стратегической для страны в то время, и за ее состоянием пристально следили.

Каменный мост фото2а начало 20в.jpg

Потом Петр I переключился на Балтику, и Воронеж снова «задремал». В конце XVIII века по первому генплану основной оказалась Ново-Московская, или Большая Московская (сейчас – ул. Плехановская). Бывшая дорога к крепости стала Старомосковской улицей.

Выговор за мост

В районе оврага возникла трясина, где все время застревали и опрокидывались экипажи, проваливались по пояс пешеходы. Рядом было владение Волковых, и, по легенде, воронежцы прозвали это место «волчья яма».

Наконец, в период губернаторства героя войны 1812 года, друга Пушкина, Николая Кривцова, был построен мост. Губернатор приказал выделить деньги из казны, поставив высшие инстанции перед фактом. Но так как распоряжение на постройку моста из Петербурга испрошено не было, в Воронеж нагрянула проверка, а губернатору объявили выговор. Позже, в 1828 году, каменную арку освидетельствовали, признали прочной и необходимой для города. Это избавило уже бывшего губернатора, переведенного из Воронежа Кривцова от денежного штрафа.

В доме приоткрыл еще одну дверь – комната была полна скелетов, совершающих дьявольскую пляску. «Танцоры» заметили свет свечи. Защищаясь, поручик бросился наутек. От ударов шпаги рассыпался один, третий, пятый скелет... Бедный гусар выронил свечу...

Мост по проекту архитектора И.А. Блицына соорудили из кирпича, горожане видели до этого только деревянные. За диковинным по тем временам сооружением закрепилось название «Каменный». Заодно укрепили подпорными стенами склоны оврага, вымостили близлежащие улицы. Бывшая Ямская слобода стала купеческим «тихим центром».

А теперь обратимся к экспертам.

Кандидат филологических наук Ольга Дедова рассказывает, что с Каменным мостом связаны разные народные легенды.

«Ужастик»

Например, в книге воспоминаний врачей Русановых «Из века в век» ей попалась история о «доме сорока скелетов», которая якобы случилась в середине XIX века.

Одинокий дом близ Каменного моста был окружен заросшим садом да длинной кирпичной стеной. Прохожие вечерами слышали странные звуки, похожие то на стоны, то на хохот. Хозяина дома искали, да найти не смогли. Как-то молодой поручик, любитель тайн и приключений, вооружившись шпагой да свечой, в сумерках отправился туда. Обнаружил низкую маленькую дверь. В доме приоткрыл еще одну дверь – комната была полна скелетов, совершающих дьявольскую пляску. «Танцоры» заметили свет свечи. Защищаясь, поручик бросился наутек. От ударов шпаги рассыпался один, третий, пятый скелет... Бедный гусар выронил свечу... Вскоре все было охвачено огнем. К дому поручика вернулась только испуганная лошадь. Поутру пришедшим на поиски товарища офицерам полицейские и пожарные у Каменного моста рассказали, что на пожарище нашли 41 скелет. И эполет со шпагой.

Каменный мост фото3 1960е.jpg

Про любовь

«Рядом с мостом сохранился дом купца С.Л. Кряжова – известного воронежского благотворителя», – продолжает Ольга Дедова.

Существует красивая легенда о том, что Кряжов, будучи почетным старшиной Александринского приюта для сирот – девочек дворянского происхождения, наблюдал из окон своего дома за влюбленными кадетами, которые, прогуливаясь по Каменному мосту, ожидали свидания с приглянувшимися им воспитанницами или хотя бы какой-то весточки от предмета своего обожания.

Одна пара вызвала у Кряжова особый интерес, поскольку девушка была сиротой и не имела никакого приданого, а кадет происходил из очень бедной семьи. Но любовь была настоящей. И в тот день, когда кадет подошел к входу в приют, чтобы после благословения директрисы вести свою возлюбленную под венец, Кряжов приблизился к влюбленной паре и вручил им конверт с весьма внушительной суммой на обустройство счастливой семейной жизни.

Кадет на радостях подхватил возлюбленную на руки и перенес ее через Каменный мост, положив тем самым начало свадебной традиции.

Слово специалисту

Масштабная реконструкция была проведена к празднованию 425-летия Воронежа в 2011 году. Гендиректор проектного института «Гипрокоммундортранс» Екатерина Алексеева напомнила, что в основу проекта, разработанного специалистами ГКДТ, были положены архивные документы: описания, фотографии конца XIX – начала XX века. В то время по своей элегантности воронежский Каменный мост мог соперничать с мостами Санкт-Петербурга.

Каменный мост5 реконстирукция.jpg

«Уверена, что сохранению памятников архитектуры, их подлинности, культурной и исторической ценности следует уделять особое внимание. При этом очень важно придавать им новую жизнь, второе дыхание, – подчеркнула Екатерина Алексеева. – В соответствии с нашим проектом реконструкции Каменному мосту вернули исторический облик. Вместе с тем были предусмотрены новации, призванные сохранять объект даже в чрезвычайных ситуациях».

Речь идет, в частности, о выносе с фасадной части Каменного моста кабелей связи и электропередач с прокладкой их в конструкцию тротуара моста. Для сохранения его свода от возможных повреждений проектом были предусмотрены габаритные ворота, которые исключают проезд автомобилей сверхдопустимых размеров. Подмостовой габарит арок увеличили за счет понижения уровня проезжей части.

Екатерина Алексеева отметила: «В результате удалось не только сохранить архитектурно-эстетическую ценность этого уникального для Воронежа мостового сооружения, но и усовершенствовать его технические параметры».

Владимир РАЗМУСТОВ, историк
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ