Из интервью информационного агентства с директором департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергеем Велигодским стало известно, что на долю взлома аккаунтов на портале «Госуслуги» приходится около 40% всех уловок обманщиков. Это те самые случаи, когда на почту или телефон жертвы приходит сообщение о подозрительном входе в аккаунт на портале, а в письме просят связаться со службой безопасности. Когда человек звонит, ему убедительно рассказывают, что данные могли быть скомпрометированы, а затем втягивают в махинации.
Еще одна популярная схема – Fake Boss. Это когда мошенники звонят сотрудникам от имени их руководителей, создавая иллюзию срочности или секретности, требуя от них денег или каких-то странных поступков. Такие случаи чаще всего встречаются в корпоративной среде.
Ну и третий, тоже уже до боли знакомый сценарий, – звонки от якобы сотрудников ФСБ, МВД, ЦБ или других ведомств. Звонящие сообщают о фиктивных угрозах, например, подозрительной активности на банковском счете, и убеждают в необходимости перевести средства для их «сохранения».
Сергей Велигодский отметил, что мошенники продолжают активно прибегать именно к телефонным звонкам – в 85% случаев. По данным банка, в 2021 году россияне получали до 20 миллионов мошеннических звонков ежедневно, но в начале 2024 года эта цифра снизилась до 6 миллионов. И большая доля таких звонков ведётся из Украины – там работает до 400 колл-центров.