Одними из самых ярких постановок осеннего фестиваля стали спектакли независимого театра из Санкт-Петербурга «Театральный проект 27» «А если завтра нет?» (14+) и «Бесконечная история» (12+) Самарского ТЮЗа «СамАрт».
Случайный спаситель
«Театральный проект 27» специализируется на спектаклях для подростков. Кстати, воронежский зритель уже знаком с этим питерским проектом – два его спектакля («Педсовет» и «Кто хочет стать самим собой?») в октябре уже привозили на фестиваль «Вербатим» в «Новый театр».
«А если завтра нет?» – постановка молодого режиссера Анны Потебни (выпускницы мастерской Юрия Бутусова) по одноименной пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского.
Спектакль сложный и терапевтический. Он – о человеческой уязвимости, холодном одиночестве и потерянности. А также о том, как случайный человек становится роднее и ближе, чем родители.
На сцене – зимний двор спального района. 16-летний Антон (Арсений Тульков) стоит на краю балкона, готовый шагнуть вниз. Но внизу появляется случайный свидетель – дворник Василий (Илья Старосельский), который вовремя замечает мальчишку. Между незнакомыми людьми завязывается диалог.
– Давай прыгай! – говорит ему Василий.
– Ты что, больной? – отвечает подросток.
– Нет, просто интересно. Ты только не обижайся: лежать будешь некрасиво, – шутит дворник.
«Шоковая» терапия начинает работать. Мальчик слезает с перил. Дворник спешит к мальчику на его этаж и обнаруживает его в квартире с парализованным дедом. Тот все дни неподвижно смотрит телевизор.
В ходе беседы выясняется, что рядом с Антоном нет ни одного близкого взрослого человека. Ему и поговорить-то не с кем. Дед не разговаривает, а его родители-бизнесмены уехали работать в Лондон. Мать в спектакле вовсе не фигурирует, а на связь с сыном в режиме онлайн выходит только отец.
Спектакль хронологически длится семь дней (отсылка к книге Бытия). За это время Антон и Василий становятся друзьями. Дворник заменяет мальчику близкого взрослого – отца. Он говорит с ним на равных, без нравоучений, кормит его борщом, учит подметать двор, вдохновляет играть в хоккей и познакомиться с девочкой, живущей по соседству.
Для Антона Василий – как ангел-хранитель, который потерял крылья. Он не только спасает мальчика, но и пытается «склеить» его семью. Именно ему открывается дед (Владимир Абрамов): оказывается, что он может говорить, но скрывает это от близких.
Василий, несмотря на его внешнюю шутливость и браваду, одинокий и уязвимый человек. Он не говорит мальчику о том, что серьезно болен. Об этом зритель догадывается по красным фантикам, которые дворник разбрасывает и подметает на сцене. В открытом финале зритель догадывается, что Василий умирает.
Интересно, что главную роль в спектакле исполняет настоящий подросток – 14-летний Арсений Тульков. У мальчика за плечами уже немалый театральный опыт. В театральную студию он пошел в 3,5 года.
– Надеюсь, что наш спектакль поможет подросткам пережить сложный период в их жизни, – поделился в разговоре с журналистами Арсений.
Анна Потебня, отвечая на вопрос, почему она решила сделать ставку на актера-подростка, призналась, что это вышло случайно. Арсений прошел кастинг, и на момент репетиций ему было всего 13 лет. В то же время режиссер призналась, что не любит, когда подростков на сцене играют «30-летние дяди и тети».
Волшебная сила воображения
Ярким завершением фестиваля «Маршак» стал спектакль-фэнтези «Бесконечная история» Самарского ТЮЗа «СамАрт». Поставлен он известным режиссером Галиной Зальцман по мотивам повести-сказки Михаэля Энде.
Главный герой спектакля, мальчик Бастиан – большой любитель книг и мечтатель. Недавно он потерял маму. От пережитого горя еще не успел оправиться и его отец, который словно бы превратился в робота. Он не слышит сына и монотонно напоминает ему, чтобы тот сделал уроки и почистил зубы (отец – зубной техник). А еще – ругает за то, что сын все время мечтает, витает в облаках, совсем не понимая, что именно фантазии помогают Бастиану справиться с утратой мамы.
В школе на мальчика тоже обрушились испытания – его преследуют одноклассники, которые вымогают у него деньги, унижают его и засовывают в мусорный бак.
Как-то раз, убегая от своих врагов, Бастиан попадает в книжную лавку, где находит необычную книгу, от которой словно исходит свет. Не удержавшись, он крадет ее и убегает на школьный чердак. Читая роман «Бесконечная история», мальчик погружается в мир волшебной страны Фантазии. На нее обрушилась беда – ее мир постепенно пожирает Ничто, которое создали люди, разучившиеся мечтать и верить. Девочка-императрица тяжело болеет и может умереть. Исчезают и волшебные жители: пустота поглощает каждого, кто говорит: «Мне все равно».
Спасти Фантазию и ее обитателей может лишь отважный воин Атрейо – юный охотник, альтер-эго Бастиана.
На пути к спасению волшебной страны отважный мальчик-сирота проходит тяжелые испытания, теряет в «болотах уныния» верного друга – коня Артакса, встречает страшную древнюю черепаху (которую довольно пугающе воплощает на инвалидном кресле актриса Людмила Гаврилова). Именно она говорит Атрейо, что спасти императрицу может только человеческий ребенок, который должен дать ей новое имя. Бастиан понимает, что этот ребенок – он…
Спектакль впечатлил воронежских зрителей. Он поразил их яркими спецэффектами, фантастическими костюмами сказочных героев (чего стоит один Камнекус и сюрреалистичные сфинксы!), живой музыкой (Владислав Кричмарь в роли Бастиана на сцене уверенно барабанит на ударных, а за кулисами вживую играет оркестр и поют женские голоса). Любителей рок-музыки особенно радует саундтрек спектакля – песня Дэвида Боуи Space Oddity.
Роль Атрейо в спектакле исполняет Ренат Набиуллин. По его мнению, «Бесконечная история» Галины Зальцман – это спектакль о взрослении.
– Это многослойная работа. Она – о дружбе, о взаимопонимании, в ней поднимается и тема отцов и детей, – уверен артист.
Один из самых ярких персонажей постановки – дракон Фалькор, на голове которого – панковский ирокез, а на глазах – красные очки. Его роль (а также роль Камнекуса и хозяина книжной лавки мистера Кореандера) исполняет Дмитрий Добряков.
Размышляя о спектакле, актер отметил, что главная его мысль – в том, что мечта и фантазия дают человеку опору в жизни.
– Мечтать всегда страшно. Потому что любой шаг – это необходимость через что-то перешагнуть. Читая книгу, Бастиан понимает, что в ней описано все, что с ним происходит, и это придает ему сил, – добавил Дмитрий Добряков.