Говорят, что кризис – время новых возможностей и мобилизации резервов. Да, бюджеты всех уровней – от федерального до городского – столкнулись с нехваткой средств и необходимостью урезать расходы. Но это не значит, что город закроет все проекты по развитию – однако за счет каких ресурсов? Сможет ли областной центр и дальше соответствовать статусу мегаполиса? Об этом журналистам «Берега» рассказал первый вице-мэр Воронежа по городскому хозяйству Вадим Кстенин.
– Вадим Юрьевич, с момента вашего возвращения в администрацию города прошло два месяца. На новом посту спектр задач несколько иной, чем был в правительстве региона. Какие новые вызовы открылись вам в должности вице-мэра, с какими сложностями пришлось столкнуться?
– Могу сказать точно: работы стало больше, но и направлений деятельности прибавилось. По сравнению с прежней должностью в облправительстве (руководитель департамента ЖКХ и энергетики региона. – Т. О.), добавились сферы транспорта и автодорог. Хотя они мне не чужды. У меня профильное образование – я оканчивал ВГАСУ по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», поэтому ничего сложного с точки зрения ремонта и обслуживания улично-дорожной сети (УДС) для себя не вижу. Конечно, есть некоторые организационные моменты, но их мы сейчас активно отрабатываем. А транспортная тема для меня действительно новая. Львиную долю времени трачу как раз на изучение этой сферы.
– Кризис ударил по всем отраслям, приходится сокращать расходы по большинству направлений. Есть ли смысл говорить о строительстве в ближайшее время каких-то крупных дорожных объектов?
– Город подал заявку на участие в федеральной целевой программе «Жилище» с предложением по реконструкции ул.Шишкова. Речь идет об участке от Московского пр. до ул.45-й Стрелковой дивизии. Это – крупный проект: он предусматривает и развязку, и ремонт тротуаров, и уширение дороги. Но проблема состоит в том, что один конкретный узел мало что даст для облегчения транспортной ситуации. Мы смотрим на перспективу: как максимально разгрузить магистраль, «расшить» проблему пробок в этом районе? Необходимы новые участки, которые свяжут между собой действующие дороги.
Например, существенно изменить ситуацию поможет дорога от ул.Шишкова до ул.Тимирязева. Эту тему мы обсуждали с застройщиками, которые осваивают расположенные там территории. Муниципалитет предложил компаниям на основе государственно-частного партнерства заняться проектированием такого участка. Планируем в течение 2016 г. создать проект, и в следующем году должны подать заявку на федеральное финансирование объекта.
Другой важный момент: мы корректируем проектную документацию по нескольким путепроводам. Два из них – на ул.9 Января и ул.Ленина – требуют незамедлительной реконструкции, их техническое состояние можно назвать неудовлетворительным. И опять же попытаемся получить софинансирование из Москвы – на работы по каждому объекту потребуется до 60 млн руб. Отмечу, что реконструкцию путепроводов надо согласовать с ЮВЖД. Чтобы ремонт не мешал движению поездов, нужно учитывать трафик, предусматривать «окна» для проведения работ. Предварительный разговор с руководством ЮВЖД уже состоялся. Уверен, придем к консенсусу.
– Объем городского дорожного фонда в 2016 г. сравнительно низок, а некоторые магистрали сегодня находятся в удручающем состоянии…
– Действительно, переходы «через ноль», от плюсовой температуры в мороз, которых зимой было аномально много, привели ряд участков в негодность. Но откладывать восстановление УДС никто не будет: уже принято решение о начале немедленного ремонта УДС литым асфальтом. Эта задача сейчас главная. Решен вопрос с ямочным ремонтом УДС горячим асфальтобетоном к майским праздникам. Ближе к лету мы сосредоточимся и на других направлениях: ремонте тротуаров и дворов.
Пока ситуация осложняется тем, что объем городского дорожного фонда значительно ниже, чем в прошлом году. Доведенные до нас лимиты – 400 млн руб. – не позволяют говорить о многих задачах. Но мы надеемся на увеличение финансирования из областного бюджета – подготовили несколько обращений на этот счет в правительство региона, причем все суммы подкреплены детальными выкладками и обоснованиями необходимых затрат. Рассчитываем, что наши предложения будут учтены. Думаю, что губернатор Алексей Гордеев и глава Воронежа Александр Гусев обязательно достигнут взаимопонимания в этом вопросе.
– Из дорожного фонда финансируется и ремонт дворов. Удастся ли продолжить эту программу в 2016 г. или пока ее придется отложить?
– Дворовые территории в Воронеже ремонтируют в рамках двух разных программ: одна из них идет по линии дорожного фонда, а вторая – региональная, в народе ее называют «Сто дворов». Городская программа продолжится, но конкретных цифр в ней пока нет. И по областному направлению софинансирование будет обязательно. Дело в том, что региональная программа предусматривает комплексное благоустройство дворов – не только обновление асфальта, бортов и тротуаров, но и установку детских площадок, спортивного оборудования и массы других полезных вещей. Несколько лет Воронеж получал примерно одну и ту же сумму – около 12 млн руб. Столько же со своей стороны вкладывал муниципалитет. В этом году мы надеемся объемы финансирования не снижать.
– Сейчас многие дворы заставлены автомобилями. И если по утрам машины забивают все свободные уголки в спальных районах, то днем львиная доля транспорта перемещается в центр…
– Это одна из главных транспортных проблем, которые нам предстоит решать. Например, разгрузить центральные улицы от машин. Сейчас разработана и утверждена концепция развития платного парковочного пространства в центре города. Программа разбита на несколько этапов. Первый из них предусматривает паркинг на две тысячи мест, реализовать его мы готовимся до конца 2016 г., если получим субсидирование из областной казны. Платные парковки разместятся в границах ул.20 лет Октября – Кольцовская – Никитинская – К. Маркса – Таранченко – Университетская пл. – Платонова – Кирова. Начальный этап обойдется примерно в 60 млн руб. – думаю, для города и области это подъемно. Доходы от запущенных стоянок будут зачисляться в бюджет муниципалитета. Они и станут источником финансирования дальнейшего расширения и развития парковочной сети.
– Но на этом этапе в мэрию хлынет поток жалоб недовольных автовладельцев…
– Мы используем комплексный подход к этому процессу. Должно быть четкое понимание того, что произойдет в городе после ввода системы платных парковок. Сейчас по поручению мэра мы прорабатываем вопрос об обустройстве бесплатных перехватывающих парковок под съездами с мостов. Например, человек приехал с левого берега, оставил свою машину и пересел на автобус. То есть за стоянку авто в центре ему платить не придется. Правда, в перехватывающие парковки придется вложить немалые средства, поэтому, возможно, проект будет реализован уже не в текущем году. Данные площадки еще требуется привести в порядок, подготовить под создание стоянок – но так, чтобы это не вредило экологии.
– В облправительстве вы возглавляли коммунальную структуру, а сейчас занимаетесь всеми проблемами городского хозяйства. Можно ли сравнить эти направления?
– По своей сути, работа идентична, только масштабы разные. Департамент ЖКХ области – инструмент стратегический, он определяет выбор направления движения, векторов развития. А коммунальное хозяйство города – более «земная» работа: здесь приходится быть в постоянном контакте с людьми, управляющими организациями. Хотя есть и некоторые стратегические вещи, например, подготовка концессионных соглашений – новшества, которые начали развиваться в России не так давно.
– На ваш взгляд, насколько остро в Воронеже стоят проблемы ЖКХ?
– Скажу честно: таких трудностей в коммунальной сфере, какие есть в городе, ни в одном другом муниципальном образовании региона нет. Как пример – в миллионнике обострены проблемы с УК, а в районах это не столь актуально. Лифтовое хозяйство, платежи за ЖКУ, необходимость капремонта домов, весенние подтопления – эти проблемы в Воронеже сложнее, обширнее, серьезнее, и решать их, конечно, требуется с привлечением очень серьезных ресурсов и желания. Единственный момент, с которым в Воронеже проще – это водоснабжение.
– Недавно много споров было вокруг инвестпрограммы «РВК-Воронеж». Звучало мнение, что компания получила в концессию все водоканальное хозяйство города за 2 млрд руб…
– Это большая утопия. Есть общий срок концессионного соглашения – 30 лет, изначально в договоре прописаны объем вложений – 2 млрд руб. – и время, за которые эти средства должны окупиться. А затем этот цикл будет повторен заново – город будет рассматривать с концессионером варианты инвестирования в иные объекты, которые потребуются на следующем этапе. Сейчас объем инвестпрограммы составляет 2,3 млрд руб., рассчитанных до 2018 г.
Как только этот срок истечет, мы предложим компании продолжить вложения средств в другие, нужные городу объекты. Напомню: если не поступают новые инвестиции, а по предыдущим вложениям осуществлен возврат через тарифное решение, может быть снижен последующий тариф. Так что, либо мы принимаем решение о значительном снижении тарифа, либо продолжаем реализацию инвестпрограммы. За какое решение выступит муниципалитет, как рачительный хозяин, очевидно. Такие решения прописаны в действующем законодательстве.
– К слову о концессиях – появилась ли какая-то определенность с потенциальным концессионером для МКП «Воронежтеплосеть»?
– Организации, которые готовы рассматривать возможность концессии, появляются. Но здесь есть много спорных вопросов. Один из них – объем инвестиций. Чтобы выйти на конкурсы, люди должны детально изучить экономику предприятия. Ведь концессионер никогда не вложит деньги в непрозрачное мероприятие. Инвестор просчитает экономику – от возможных тарифных решений до технических мероприятий, которые потребуется внедрять. Должно быть четкое понимание, за счет чего и в какие сроки окупятся конкретные финансовые вливания. Только после этого можно сформировать условия концессии. Брать объем инвестиций «с потолка» несерьезно.
– А когда планируется завершить акционирование МУП «Воронежская горэлектросеть» (ГЭС)?
– Точно сказать нельзя. Есть «дорожная карта», в русле которой мы сейчас стараемся действовать. В ней подробно расписаны все мероприятия: когда, где и в какие сроки. Но это весьма приблизительные цифры: на балансе предприятия много собственности, которую надо правильно оформить. Процесс сопряжен с определенными сложностями, поэтому сроки постоянно меняются.
– Многие люди не понимают – для чего акционировать прибыльное предприятие, которым называют «Горэлектросеть»?
– Уровнь реальных затрат МУПа не сопоставим с необходимыми вложениями. Предприятие в сегодняшнем виде не может развиваться – брать деньги в необходимых объемах на развитие ему неоткуда, все средства идут на поддержание сетей и оборудования. Город тоже вкладывать в «Горэлектросеть» не может – по крайней мере, в необходимых объемах.
А вопросов накопилось много. При этом сегодня сети ветшают быстрее, чем мы можем ремонтировать, чтобы удержать «на плаву». Поэтому если мы в ближайшее десятилетие не будем принимать мер по вложению инвестиционных ресурсов в инфраструктуру – в тепловые, электрические и иные сети – то придем к коллапсу.
– Значит, о каких-то сроках объявления конкурсов по этим предприятиям говорить рано?
– Мы сейчас решаем, насколько нужно увязывать эти два процесса – акционирование «Горэлектросети» и передачу в концессию «Теплосети». Как только мы будем готовы, сразу объявим конкурсы. Думаю, что оба процесса завершатся в этом году.