2024-11-14

Как воронежцы с ментальными особенностями играли Шекспира и чему научили публику

 Как воронежцы с ментальными особенностями играли Шекспира и чему научили публику
Такой премьеры в Воронеже еще не было. На сцене областного реабилитационного центра «Парус надежды» давали шекспировскую «Ромео и Джульетту». Постановка инклюзивная – вместе с профессиональными психологами, студентами ВГУ, ВГПУ и Воронежского государственного института искусств в спектакле задействованы молодые люди и девушки с диагнозами из так называемой большой психиатрии.

В зрительном зале – не просто зрители, но еще и театроведы, деятели искусств, психиатры. Журналисты редакции также побывали на премьере и за кулисами и выяснили, почему такой спектакль важен не только для людей с ментальными особенностями, но и для всех остальных – «средне здоровых».

На одном дыхании

Эта совместная творческая группа из «обычных» профессионалов и необычных актеров представила зрителям историю подлинной любви, которая творит чудеса наперекор любой вражде. И наперекор любым диагнозам – спектакль продолжительностью больше часа прошел на одном дыхании и со временем может стать ценным научным опытом для педагогов, режиссеров, культурологов, психиатров по изучению целительных свойств сценического искусства.

Постановка при поддержке областного Центра реабилитации детей и подростков «Парус надежды» состоялась как реализация нового проекта региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития «Искра надежды». Созданный на базе «Искры» центр развития инклюзивных инициатив «Сокровенный человек» стал интеллектуально-творческим ядром спектакля. Молодой психолог Иван Кретинин, художник Светлана Бударова и музыкант Екатерина Поветкина написали сценарий и выступили режиссерами-постановщиками. Иван к тому же сыграл в спектакле роль Ромео. А вот Джульетту играла уже «особенная» актриса Любовь Шмалько. И справилась блестяще, сумев точно попасть не только в образ, но и в сложный, с нарастающим напряжением ритм постановки.

– О, самой тяжелой для меня была тема смерти. Мы долго репетировали, как мне садиться, как ложиться, как яд принимать. А самая любимая сцена – это мой выход на балкон, – улыбается за кулисами красавица Люба.

То ли благодаря «сокровенной» режиссуре Ивана, Екатерины и Светланы, то ли из-за врожденной артистичности «особенной» Джульетты – но ей удалось своей игрой намагнитить всю динамику постановки, стать центром зрительского внимания. При более внимательном рассмотрении происходящего становится ясно, что такой ритм на сцене задают все-таки профессиональные психологи, студенты и другие «обыкновенные» актеры: каждый в своем инклюзивном дуэте психологически держит партнера, ведет на нужной артистичной высоте. И это взаимодействие, став отдельной – сакральной частью разворачивающейся драматургии, начинает завораживать.

Добраться до себя

А вот Анастасия Гавшина играла мужскую роль – Бенволио. Она работает в «Бургер кинг» – в одном из немногих воронежских мест, где есть специальная квота для приема сотрудников с ментальными особенностями. В «Бургере» Настю любят за ее добросовестность и искренность.

– Я мою полы, слежу, чтобы вокруг было чисто и всем хорошо. У нас одни приходят, другие уходят, все время меняют работу, ищут что-то лучше. А мне нравится быть в одном месте, и я хочу делать здесь карьеру. Мне так нравится, когда людям вкусно! Но также мне нравится быть на сцене, и чтоб людям в зале было радостно, – делится Настя.

– Сейчас все вокруг из «нормального мира» избалованы самым разным контентом – со сцен, экранов, мониторов эмоции зашкаливают. Но все это ради расширения аудитории – «просчитанные» эмоции, продуманные новыми трендами, определенными идеями и интересами. А у наших ребят в силу их особой ментальности на первый план на сцене выходят чистые чувства, ничем не замутненная, не отягощенная искренность. Они на сцене не играют, а каждый от всего сердца проживает отведенную роль. Вот такое незамутненное, «чистое» самовыражение сейчас на вес золота. И это трогает, заставляет задуматься уже о своих личных чувствах, заставляет снимать слой за слоем все наносное, накопившееся за жизнь, надежно защищающее, добраться до самой сердцевины души. До сути самое себя. Вот поэтому такой спектакль полезно увидеть «средне здоровому» человеку. А мы по ходу учим своих ребят с их оголенной искренностью более красивому – правильному самовыражению, – комментирует педагог Мария Бурчакова, исполнявшая роль матери Джульетты.

Бесценный опыт

Сама идея поставить такой спектакль родилась год назад, когда энтузиасты из «Сокровенного человека» создали в «Искре надежды» музыкальную гостиную. На этих встречах ребята с разными диагнозами вдруг стали ярко проявляться в музыке, в танце. Так было решено продолжить проект «гостиной» в театральной деятельности.

– Когда стали репетировать, я понял, как важно научить их понимать в ходе постановки свои эмоции, относиться к ним осознанно, слышать себя. Именно такое осознанное проживание своих эмоций, умение войти в определенный образ и посмотреть на себя со стороны дало сильный терапевтический эффект, – поясняет за кулисами перед началом спектакля психолог и исполнитель роли Ромео Иван Кретинин.

Кирилл Курбанов, студент 2 курса ВГПУ и будущий педагог-психолог, играл Меркуцио. Признается, что опыт участия в такой постановке – бесценный для него самого.

– Даже у нас, «простых» людей, сценическое самовыражение дает большой терапевтический эффект. А уж у таких ребят с их эмоциями и впечатлительностью этот эффект многократно возрастает. Но главный мой опыт после спектакля – я в очередной раз убедился, как важно всем нам с такими людьми жить, работать, взаимодействовать в одном пространстве. И не только в сценическом, – говорит Кирилл.

Вечная любовь

– Когда у нас открылась «Музыкальная гостиная», то, помимо приятной атмосферы, вдруг началась настоящая влюбленность наших особенных ребят. То одни объявляют себя парой, то другие. Мы заволновались, стали планировать проведение какого-либо тренинга по социальному воспитанию, собрание с родителями. Но в итоге пришли к выводу, что с ребятами надо просто поговорить о любви. Ведь именно она у всех вдруг оказалась на повестке! И ничего лучше не придумали, как поговорить об этом на языке Шекспира. Так родился наш спектакль. Текст для него мы писали для наших ребят упрощенный. У Ромео уже в нашей версии появилась сестра Дионисия – специально придумали эту роль ради яркой, взрывной, импульсивной Дианы Черниковой. И она смогла перевести в роль все свои эмоции, которые по жизни ей мешают. Смогла их особенно почувствовать, услышать саму себя и, значит, взять над этими эмоциями верх. У таких ребят нет критического мышления, они все выражают напрямую, искренне. Вот этой душевной чистоте не мешало бы поучиться каждому из нас. Такие люди очень нужны миру, – говорит председатель правления ВРООИ «Искра надежды» доцент ВГПУ, кандидат психологических наук Татьяна Поветкина.