2024-10-07

Как воронежцы используют возможности телемедицины, и может ли она заменить посещение врача

Как воронежцы используют возможности телемедицины, и может ли она заменить посещение врача
Популярность телемедицинских консультаций у россиян растет в геометрической прогрессии. Первый взрыв такого спроса был зафиксирован с появлением новой коронавирусной инфекции. С 2019 года, по данным Минздрава РФ, общий объем телемедицины вырос в 11 раз. Затем пандемия пошла на спад – а вот тенденция успешно продолжается. Редакция разбиралась, насколько телемедицинские услуги популярны среди воронежских врачей и пациентов и могут ли они стать альтернативой очной консультации и лечения.

«Госуслуги» и безлимитный пакет

Анатолию 48 лет. Три года назад ему поставлен диагноз «сахарный диабет 2 типа» и «гипертоническая болезнь». Сначала мужчина регулярно посещал эндокринолога в городском диабетическом центре и своего участкового терапевта в 3-й поликлинике. Но потом через портал «Госуслуги» стал записываться на дистанционный прием и в назначенное время подключаться к общению с лечащим врачом по видео­связи. В зависимости от состояния, результатов последних анализов и ежедневного измерения АД врач корректирует дозировку сахаро­снижающих и гипотензивных препаратов.

– Я теперь не отпрашиваюсь с работы ради похода к врачу. Прямо из офиса все выясняю у своего терапевта, на это уходит минут 20, – рассказывает Анатолий.

А вот молодая мама Алина признается, что буквально «подсела» на опцию «Сбер-
Здоровье», заплатив за годовой доступ к платформе 3600 руб. Этот пакет с услугами терапевта и педиатра – безлимитный. Алина подключается к дистанционной консультации постоянно. Говорит, что получает не только рекомендации по лечению и уходу за дочкой, но и психологическую поддержку для себя. А вот участковый педиатр из детской поликлиники, к которой молодая мама теперь приходит с ребенком все реже, Алину за ее «безлимитные пакеты» ругает. Объясняет, что такая дистанционная консультация не может заменить лечения и постановки диагноза, есть риск пропустить развитие серьезной патологии или начать лечиться дорогими, но не нужными препаратами. А время между тем будет упущено.

В поликлинике, не выходя из дома

По данным областного телемедицинского центра, начиная с 2023 года в Воронеже прошло уже порядка 7 тыс. дистанционных консультаций в режиме «врач – пациент». Такой формат работает на уровне первичного поликлинического звена. Сейчас он наиболее развит и востребован в 1-й и 3-й городских поликлиниках, но уже стали подключаться и другие. Для этого пациент должен зарегистрироваться на региональном ресурсе rmis36.ru, который интегрирован в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. На сайте нужно зайти в личный кабинет и оформить заявку на онлайн-консультацию, записавшись к специалисту. Идентификация пациента идет через портал «Госуслуги». После отправленной заявки уже в поликлинике согласовывается дата и время проведения телемедицинской консультации. Через смартфон или компьютер в своем личном кабинете пациент подключается к общению с врачом.

Еще один вариант телемедицины заработал в городской клинической поликлинике №1 в формате дистанционного мониторирования артериального давления. Специальные тонометры с блютуз-передачей к смартфону выдали пациентам, которые состоят на диспансерном учете поликлиники с диагнозом «гипертоническая болезнь». Два раза в день, утром и вечером, домашние показатели тонометра фиксируются в специальной программе на смартфоне пациента. Эта же программа выводится на монитор лечащего врача.

– И если меня что-то не устраивает, сама звоню пациенту и мы вместе корректируем лечение. Или приглашаю на прием, – поясняет врач-кардиолог 1-й поликлиники Анна Косых.

Сейчас такая консультация набирает популярность и среди воронежских беременных женщин, но только при условии, что их состояние стабильно, а скорректировать нужно лишь прием препаратов. Например, тех, которые повышают уровень гемоглобина, если акушер-гинеколог в полученных анализах увидела развитие анемии. В Воронеже такую консультацию у врача можно наблюдать даже в парке. Будущая мама отдыхает на лавочке и по видеосвязи на смартфоне беседует со своим гинекологом.

– Да, такие дистанционные консультации становятся все более востребованными, но ни одна из них не может заменить живой первичный прием у врача с очной постановкой диагноза и назначением лечения. Ни один добропорядочный врач не возьмет на себя ответственность поставить диагноз только по результатам телемедицинской консультации, – поясняет заведующий областным телемедицинским центром Эдуард Сокольцов.

Новые сложности и возможности

Не исключено, что именно по этой причине частные клиники Воронежа пока весьма неактивно развивают это направление.

Редакции удалось отследить такой формат консультаций только в воронежском представительстве компании «Эс Класс Клиник». Онлайн-консультация здесь стоит 1000 руб. – в два раза дешевле очной. Другие наиболее известные воронежские частные клиники от таких консультаций пока отказываются.

– Юридически здесь пока все сложно. Телемедицинская консультация не является лечением, мы не имеем права ставить в таком формате диагноз, – пояснили в Центре семейной медицины «Олимп здоровья».

По этой причине в воронежском «Олимпе» телемедицинских услуг нет вообще. Правда, в московской клинике центра «Огни Олимпа» такой вид помощи давно работает и востребован. Опция «Мнение специалиста» даже включает «Мнение психиатра», которое стоит 9500 руб. Но клиника подтвердила, что выдача заключения или справки по результатам такого «Мнения» невозможна.

– Ведь мы не можем и не должны лечить пациента через интернет, – поясняют в «Огнях Олимпа».

– Во многих случаях бесконтактным способом от пациента можно получить только первичную, общую информацию, но общую клиническую картину – невозможно. Для этого все равно необходим очный визит, а вот дальнейший контроль, отслеживание результатов лечения, профилактика рецидива – все это можно делать дистанционно на основании того диагноза, который был поставлен на первичном очном визите. И в этом отношении дистанционные консультации – это серьезный технологический прорыв, который открывает пациентам новые возможности для заботы о здоровье, экономя их время и другие ресурсы, – добавляет корреспонденту редакции генеральный директор ООО «ИНВИТРО-Воронеж» Роман Гамов.

И еще у наиболее продвинутых воронежцев сейчас набирают популярность медицинские чат-боты. Их «консультация» уже не стоит никаких денег, и это, наверное, опаснее всего. Например, бесплатный бот «Склифосовский GPT» может расспросить о симптомах, задать уточняющие вопросы и даже определить болезнь, рассказать о вариантах лечения. Главное, чтобы воронежские пользователи не сделали такого друга преданным «лечащим врачом» и не забыли про свою поликлинику.