2024-11-26

Как воронежцам противостоять кибермошенникам, которые разыгрывают целые театральные представления?

Как воронежцам противостоять кибермошенникам, которые разыгрывают целые театральные представления?
С 1 по 12 февраля в Воронеже прошла акция «Стоп, мошенники!», в ходе которой полицейские, социальные работники и общественники стремились максимально распространить среди горожан информацию о том, как не стать жертвой кибермошенников. По итогам акции руководители городского УМВД встретились с журналистами и рассказали о принципах работы дистанционных аферистов, которые часто остаются за кадром релизов полиции.

На «оперативную работу»

Начальник городского управления полковник Сергей Гнеднев считает, что акция принесла свои плоды. Впервые за долгое время за сутки было зафиксировано всего четыре дистанционных мошенничества, в результате которых граждане лишились 1,7 млн руб. По сравнению с пиковыми показателями, когда воронежцы за сутки отдавали кибермошенникам по 15-20 миллионов, сумма кажется не такой уж и большой.

Вряд ли, конечно, это утешит воронежскую пенсионерку, которая, поверив мошенникам, обошла все возможные банки, пока не получила два кредита на 359 тыс. и 399 тыс. руб., чтобы передать их аферистам. Самое печальное, что банковские служащие уже давно по инструкции спрашивают у заемщиков, по собственной ли воле они оформляют кредит, не звонили ли им незнакомцы, которые убеждали обратиться в банк. И у этой женщины спросили. Как и у многих других, бравших деньги, чтобы «перебить другой кредит», который на них якобы оформляют злодеи. Ну и еще, конечно, горя праведным желанием помочь лжесиловикам «в поимке преступников».

Или еще более свежий случай. История началась с того, что 49-летней учительнице позвонил неизвестный и, представившись сотрудником компании сотового оператора, сообщил о том, что от нее якобы поступила заявка о блокировке ее абонентского номера. В разговоре выяснилось, что женщина никаких заявок не отправляла, на что собеседник сказал, что это сделали мошенники.

Затем женщине стали звонить неизвестные, которые представлялись сотрудниками правоохранительных органов. Они смогли убедить учительницу в том, что преступники пытаются завладеть ее персональными данными, с помощью которых в дальнейшем смогут дистанционно через приложение оформить от ее имени кредиты.

Ну а дальше события развивались по классической схеме. Потерпевшая отправилась в поход по кредитным организациям, чтобы оформить займы быстрее мошенников и перевести их на «безопасные» счета.

А теперь – внимание: сотрудники одного из банков попытались отговорить педагога от необдуманных действий, подозревая, что женщина попалась на уловку мошенников, но та была непреклонна и полностью убеждена в правильности своих действий. Почему? Да ведь звонившие предупредили ее, что сотрудники банка будут ее отговаривать!

Учительнице удалось взять кредиты на 2,3 млн руб., после чего она перевела их на счета, которые ей указали лжеправоохранители.

Если раньше в полиции отмечали, что чаще всего жертвой мошенников становятся одинокие люди, которым не с кем было посоветоваться, то здесь ситуация сложилась парадоксальная. Родственники жертвы поняли, что женщина попала в ловушку мошенников, но та стояла на своем и твердила, что участвует в оперативно-розыскных мероприятиях по поимке мошенников.

Прийти в себя она смогла лишь после того, когда спустя несколько дней беспрерывных звонков лжесиловикам ей так никто и не ответил, а банки начали присылать уведомления о погашении кредитов.

Ставка на гражданскую позицию

Какие методы убеждения используют кибермошенники, что им верят люди? Как рассказал Сергей Гнеднев, человек сначала должен получить стресс, чтобы перестать адекватно воспринимать получаемую информацию. Это обычно страх потерять накопления или даже обвинения в «измене Родине» («Ваши деньги уходят на финансирование ВСУ»). Затем человек осознает, что если он ничего не предпримет, то случится беда. И тут уж дело за «профессионалами».

– Раньше граждан пытался обмануть один человек, а теперь разыгрывается целое театрализованное представление с несколькими участниками, – рассказал полковник полиции. – Сначала звонит сотрудник банка, говорит, что позвонит представитель службы безопасности, затем звонят якобы представители силовых структур.

Мошенники, представляющиеся полицейскими или сотрудниками ФСБ, для убеждения своих жертв стали использовать видеосвязь. Они ведут трансляцию из «кабинета», показывают себя в форме, свое удостоверение.

– Люди с гражданской позицией доверяют всему увиденному и услышанному, – пояснил Гнеднев.

Ну а после этого начинается «совместная операция» по разоблачению мошенников. Жертвы идут на все, что им говорят: берут кредиты, закладывают для получения денег дома и квартиры, поджигают чужие автомобили.

Читатели, наверное, помнят, о происшествии на Ленинском проспекте, когда молодые люди устроили салют высотой в 50 метров в одном из банков. Парни еще и снимали происходящее на видео и выкрикивали провокационные лозунги. Когда их задержали полицейские, то выяснилось, что хулиганы действовали по указке мошенников.

По требованию аферистов 58-летняя диспетчер аварийно-спасательной службы подожгла дорогой автомобиль – Toyota Land Cruiser – на стоянке возле Галереи Чижова, о чем наше издание рассказывало раньше. Атака на женщину началась по схеме, которая распространена в последнее время – через фейковый аккаунт руководителя организации, в которой она работает. Ну а потом в дело вступила вся «труппа».

И еще об одном случае поведал Гнеднев. Житель Воронежа по указке дистанционных злодеев сначала, как и водится, набрал кредитов, перевел деньги на «безопасные» счета, ну а в качестве «вишенки на торте» те его отправили в банк с ножом на разбой.

Во всех этих и подобных случаях нужно иметь в виду: даже если вы действовали под давлением мошенников, вас это не избавит от уголовной либо административной ответственности за совершенное. Во всех случаях, описанных выше, граждане не только оказались лишенными собственных сбережений и погрязли в долгах перед банками, но будут еще и отвечать перед законом.

«Похищение» человека

Еще об одном оригинальном способе кибермошенничества поведали полицейские. Это весьма изощренный способ «развода», при котором гражданин похищает… сам себя.

Человеку звонят аферисты, по проверенной схеме овладевают его вниманием, вызывают доверие и «привлекают к оперативно-розыскной работе». Но в этом случае с жертвы не требуют деньги, а убеждают собрать вещи, взять «продукты на три дня» и уехать куда-либо, ничего не говоря близким. Телефон при этом брать с собой запрещается.

Когда человек исчезает, мошенники выходят на связь с его родственниками и требуют выкуп. В Воронежской области произошло в прошлом году уже несколько таких случаев.

Окончание следует...